Энциклопедия Башкирии → ИСЛАМ

ИСЛАМ — ИСЛАМ, одна из мировых религий. Возник в 7 в. н.э. в Зап. Аравии. Основатель - мекканец Мухаммад. Основы вероучения изложены в Коране. Гл. догмат И. - признание Аллаха единств. богом, а Мухаммада - его пророком. ИСЛАМ

112-я сура Корана. Перевод И.Ю.Крачковского.

И. предписывает ежедн. молитвы, соблюдение поста, уплату налога в пользу бедных (закят) и совершение хажжа. Атрибуты И. - вера в страшный суд, рай и ад, догмат о предопределении. После смерти Мухаммада (632) И. раскололся на два течения - суннизм и шиизм. В России приверженцы И. (мусульмане-сунниты) составили к 1989 ок. 9 млн. чел. И. начал распространяться в 10 в. на терр. Зап. Башкортостана благодаря миссионерству и торг.-экон. связям с исламским миром. По свидетельству Юлиана, баш. ханы уже в нач. 13 в. были фанатично преданы И. В 14 в. И. становится гос. религией Золотой Орды, в состав к-рой входил и Башкортостан. Покорение Казани Моск. гос-вом в 1552 и нач. христианизации татар вызвало отток значит. ч. мусульман из Поволжья в Приуралье, что привело к увеличению их числ. и укреплению позиций И. в крае. В 17-18 вв. шариат становится важным регулирующим фактором семейно-брачных и межличностных отношений мусульман. Утверждаются никах, праздники мусульманские (Ураза, Мавлюд, Курбан и др.), мусульманские обряды, сопровождающие важнейшие события жизни чел. (рождение, достижение зрелости, смерть). Распространяется паломничество к местам захоронения мусульм. святых - зийаратам (кэшэнэ Хусаин-бека и Тура-хана в Чишминском р-не, могиле Ягафара ишана в Давлекановском р-не). С принятием И. среди башкир получают развитие мусульм. образование и письменность на основе арабской графики. По указу Екатерины II в Уфе было учреждено Оренбургское Магометанское Духовное собрание (1788) во главе с муфтием, что существенно изменило положение И. и упрочило позиции духовенства мусульманского. По переписи 1897, в Уфим. губ. мусульман насчитывалось 1098982 души обоего пола (50,03% нас. губ.). В 1-й пол. 19 в. в 12 уездах Оренб. губ. было 1258 дерев. и кам. мечетей. С.Г.Рыбаков отмечал, что ему не встречалось ни одной деревни баш., в к-рой не было бы мечети, а краевед М.В.Лоссиевский писал: "...где мечеть, там есть мулла, там и мектеб, и медресе". В 1913-15 в Уфим. губ. насчитывалось 1579 мектебов, в к-рых обучалась 91 тыс. шакирдов, среди них 18 тыс. девочек. В медресе "Хусаиния", "Галия", "Гусмания" преподавание не ограничивалось религ. дисциплинами, в них были восприняты идеи джадидизма И.Гаспринского, распространителями к-рых были писатели М.Акъегет-заде, Г.Ибрагимов, Р.Фахретдинов, З.Камалетдинов и др. В 19 в. в Башкортостане получила широкое распространение разновидность суфизма - ишанизм (течение, впитавшее в себя элементы как суфийской, так и шаманской мистики, адаптированное к особенностям уклада баш. об-ва). Изв. ишаном (духовный наставник, особо почитаемый своими мюридами - учениками; почитался как святой, целитель, прорицатель) был З.Расулев. Его мюридами были муфтии Г.Баруди, Г.Расулев. Династиями ишанов были Тукаевы (с.Стерлибаш), Курбангалиевы (п.Медиак), Галикеевы (с.Каргалы). К нач. 20 в. для бол-ва мусульман Башкортостана И. был и верой, и образом жизни; его нормы в 1917-23 гг. получили отражение в практике политич. деят. А.З.Валидова, рассматривавшего религию как один из гл. факторов этнич. консолидации башкир, М.Султангалиева - инициатора "мусульм. Коммунизма" и др.

ИСЛАМ

Кааба (Мекка).

В первые годы Сов. власти религ. активность духовенства в респ. сохранялась. В 1926-27 в Уфе прошли рос. и респ. съезды мусульманские, поддержанные бол-вом верующих. В респ. существовали два самостоят. мусульм. духовных управления (см. Центральное Духовное управление мусульман России, европейских стран СНГ; Духовное управление мусульман РБ). Антирелиг. борьба в стране в сер. 30-х приняла воинствующий характер; разрушались культовые здания, сократилась числ. мусульм. общин. Было обвинено в антисов. деят-сти и арестовано почти все мусульм. духовенство, мн. из них расстреляны или умерли в местах заключения. Из 2507 мусульм. общин Башкортостана к 1941 осталось лишь 12. В годы Великой Отечественной войны пр-во неск. ослабило давление на религию. В 1948 в Уфе состоялся съезд мусульм. духовенства, на к-ром был принят новый устав Духовного управления. В 50-70 гг. значит. числом верующих мусульман отправлялись религ. обряды, отмечались традиц. мусульм. праздники, соблюдался пост (ураза), частично никах. В дни праздников Рамазан, Курбан, Мавлюд в двух уфим. мечетях в 50-60 гг. собиралось от 2 до 3 тыс. чел., в Стерлитамаке, Ишимбае, Ахуново и др. нпп. от 100 до 800 человек. Со 2-й пол. 80-х восстанавливаются старые и строятся новые мечети, в Уфе учреждены мусульм. ср. уч. заведения; Духовному управлению мусульман возвращаются прежние постройки. В 1989 состоялись торжества по случаю 200-летия ДУМЕС и 1100-летия принятия И. народами Поволжья и Урала. После 42-летнего перерыва в 1990 в Уфе состоялся очередной съезд мусульман. В авг. 1992 создано ДУМ РБ, исламский ц. "Дагват", религ. учреждения создали печатные органы: газ. "Ислам и общество", "Булгар"; стала издаваться лит-ра религ. и историко-религ. характера. По решению пр-ва РБ дни религ. праздников Ураза-байрам и Курбан-байрам объявлены нерабочими.

Лит.: В память столетия Оренбургского Магометанского Духовного Собрания, учрежденного в г.Уфе. СПб, 1892; Ю л д а ш б а -е в Б.Х. История формирования башкирской нации. Уфа, 1972; Ю н у с о в а А.Б. Ислам в Башкирии. 1917-1994. Уфа, 1994; Л а н д а Р.Г. Ислам в истории России. М., 1995.

А.Б.Юнусова.

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com