Энциклопедия Башкирии → КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ

КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ — КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ, характерно широкое использование домашнего сукна, войлока, кож (для обуви), овчин, меха, а также покупных кустарных тканей; в меньшей мере употреблялся крапивный и конопляный холст. С переходом к оседлости домашние ткани из растит. волокон при изготовлении одежды, особенно нательной (рубах, штанов), приобрели первенствующее значение. До кон. 19 в. муж. и жен. одежда отличались не столько формой и покроем, сколько приемами декоративно-худ. оформления. Носили рубахи или платья (кулдэк), штаны "с широким шагом" (ыштан), безрукавный короткий камзол (камзул) или кафтан (кэзэки). В торжественной или офиц. обстановке надевали шелковые или бархатные халаты (елэн), бешметы (бишмэт). Теплой одеждой служили суконные чекмени (сэкмэн), шубы (тун), тулупы (толоп). В муж. К.б. входили штаны (салбар) из плотной ткани. Рубахи и платья имели туникообразный (без швов в плечах) покрой. Верхняя одежда кроилась приталенной, расклешенной в полах, с косыми плечевыми срезами, округлой проймой. На камзол или кафтан было принято надевать тканевый или суконный халат. Др. особенностью К.б. было включение халатов и даже шуб в праздничный комплект. Старинные еляны и чекмени вышивались разноцветным узором, украшались цветным сукном, позументом, нашивками кораллов, сердолика, перламутра, монет, ювелирных блях. В музейных собраниях сохранились праздничные шубы, крытые бархатом, шелком, отделанные мехом выдры, лисы (kама тун, тэлкэ тун). На С. Башкортостана верх. одежда рано перешла в разряд сезонной. Праздничный К.б. в 19 в. состоял здесь из платья и камзола, а с кон. 19 в. у молодых женщин - из платья и фартука. Их шили из орнаментир. домашней ткани или из фабричной, вышитой узорами. Так же украшали муж. праздничные рубахи; штаны шили из браного холста. Вышивка и аппликация на платьях и фартуках были приняты у зауральских башкир. Вышивались также муж. рубахи и пояса.
КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ КОСТЮМ БАШКИРСКИЙ
Традиц. обувь (сапоги, башмаки, туфли, кожаные калоши) изготавливалась из кожи домашней выделки. В южн. и юго-вост. скотоводч. р-нах кожаные сапоги (итек) носило почти все взрослое население. В др. местах сапоги были преим. обувью молодых мужчин. Праздничные сапоги имели каблук, шпунты и подковы, их украшали металлич. заклепками. Нарядно выглядели жен. башмаки (kата, башмаk) с цветной строчкой, шерстяными кисточками. У демских башкир они являлись праздничной и свадебной обувью. Кожаную обувь носили с суконными, войлочными чулками (тула ойоk, кейез ойоk) или портянками (сылгау). Кожаные калоши (к-н калуш) надевали на ичиги (ситек). В горном Башкортостане и в Вост. Зауралье была принята обувь с суконными голенищами на твердой (kата) и мягкой (сарыk) подошве. Низкую меховую обувь из конской или коровьей шкуры (kынйыраk) с небольшим холщовым верхом надевали зимой охотники на С.-В. Башкортостана. В качестве летней и осенней рабочей обуви на С. Башкортостана распространились лапти (сабата).

Головные уборы демонстрировали возрастное, семейное, соц.-имуществ. положение человека. Жен. гол. уборы, особенно праздничные, отличались яркой декоративностью, разнообразием нашивок из кораллов, монет, серебр. блях. В ист. 18-19 вв. описываются богатые уборы кашмау (kашмау) и калябаш (кэлэпуш, башкейем), сплошь покрытые серебром и кораллами. Калябаш в виде высокой шапочки с широким наспинником и спускающейся на плечи и грудь сетки вышел из употребления в 1-й пол. 19 в. Неск. десятилетий назад в ряде мест молодые невесты носили покрывало - кушъяулык (kушъяулыk), украшая его вышивкой, а подбородную тесьму - монетами, бисером. Вместе с ним или с обычным платком, повязанным по-мусульмански за два соседние угла, часто надевали маленькие шапочки-колпачки (kалпаk), особенно популярные в сев. р-нах. В старину существовало неск. разновидностей колпачков, среди к-рых необычно смотрелись украшенные ажурным орнаментом белые вязаные головные уборы (аk kалпаk). На плоские и овальные бархатные колпачки нашивали бисер, жемчуг, серебр. или зол. канитель, блестки. Гол. убором пожилых женщин был белый полотняный или ситцевый платок (таcтар); богатые башкирки поверх платка или белого покрывала надевали меховые шапки (kама бурек) с плоским бархатным верхом и широким околышем из меха выдры. Во мн. р-нах Башкортостана вязали пуховые шали и платки. Имели распространение шелковые и кашемировые шали, девичьи гол. уборы - ободки (манлайса) с бусами, монетами, боковыми подвесками-кистями (суk), иногда с накосной лентой. В сев. р-нах сохранились восп. о девичьих шапочках (таkыя) с бусами и монетами. В редких случаях девушки носили тюбетейки. Традиц. муж. гол. уборы изготавливались из овчины, меха, войлока, покупных тканей. Повседневной для мужчин всех возрастов была небольшая стеганая шапочка-тюбетейка (тубэтэй), у пожилых темная, у людей ср. и особенно молодого возраста - цветная (зеленая, красная, синяя), иногда вышитая шерстью и шелком, украшенная бисером, кораллами, позументом. Были распространены меховые шапки (бурек, кэпэс) из овчины, из шкуры волка, рыси, крытые сверху тканью; их край окаймляла узкая выпушка или полоска более дорогого меха. Ценились шапки из выдры, бобра (kама бурек, kамсат бурек), из лисьих шкурок или лисьих лапок (тэлкэ бурек). В степном Башкортостане в холода надевали малахаи (кэлэпэрэ, kолаkсын) - уборы с высокой тульей и полостью, прикрывающей плечи и спину. Их выкраивали из войлока, сукна, подбивали мехом. Небольшие колпаки из войлока с разрезными полями носили в юго-вост. селениях. В сев. и зап. р-нах чаще встречались цельнокатаные шляпы с полями (эшлэпэ). Состоят. башкиры надевали иногда турец. фетровые фески (фэс) с кистью. К старинным уборам можно отнести т. наз. "шапку кантонного начальника" - головной убор с очень высокой тульей и якоревидными отворотами, из бархата или цв. сукна, украшенный галуном. Люди духовного сана на тюбетейку (иногда на меховую шапку, шляпу) повязывали белую чалму (сэллэ, салма). К.б. дополняли многочисл. украшения из кораллов и серебра (см. Украшения женские традиционные). В баш. одежде в нач. 20 в. сохранялось немало террит. различий, в основе к-рых лежат плем. и родовые культ. традиции. В 60-х гг. 20 в. были выделены и описаны костюмные локальные комплексы. С изменениями в социально-экон. развитии края мн. нар. традиции К.б. утрачены. До 50-60-х гг. 20 в. они сохранялись у людей старшего поколения. Большую консервативность проявлял жен. костюм. В 60-х гг. на С.-В. Башкортостана, в Челябинской и Курганской обл. наблюдался расцвет вышивального иск-ва. Особенно богато выглядела праздничная и обрядовая (свадебная) одежда. К кон. 20 в. Б.к., существенно видоизмененный, сохранился, гл. обр., в фольк. коллективах.

Лит.: Руденко С.И. Башкиры: Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955; Кузеев Р.Г., Бикбулатов Н.В., Шитова С.Н. Декоративное творчество башкирского народа. Уфа, 1978; Шитова С.Н. Башкирская народная одежда. Уфа, 1995.

С.Н.Шитова.
Другие термины, персоны и определения на "К": 
КАБИНЕТ МИНИСТРОВ РБ, высший орган исполнит. власти Республики Башкортостан, подчиненный Государственному Собранию - Курултаю РБ и Президенту РБ. К.М. формируется Президентом РБ, к-рый с согласия Гос. Собрания назначает Премьер-министра....
КАВАЛЕРЫ ОРДЕНА СЛАВЫ ТРЕХ СТЕПЕНЕЙ, рядовые и сержантский состав Кр. Армии (в авиации - и мл. лейтенанты), награжденные орд. Славы трех степеней. Орд. учрежден в 1943; награждение последовательное (3-й, 2-й, 1-й степ....
КАГАРМАНОВ Нурулла Фаритович (р.10.2.1928, с.Слак Белебеевского кантона БАССР, ныне Альшеевского р-на РБ), горный инж. по разработке нефт. и газ. м-ний. Чл.-корр. АН РБ (1991), акад. ИА РБ (1992), д-р техн....
КАДЕТЫ (Конституционно-демокр. партия, "Партия народной свободы"), либерально-монархич. партия в России. Оформилась в окт. 1905. Состояла из предст. бурж. интеллигенции, либер. помещиков, земских служащих....
КАДЫРИ (Кадыров) Закир Халимович (1887, д.Габдулла Ставропольского у. Самарской губ. - 1955, г.Стамбул), востоковед, просветитель, педагог. Образование получил в ун-тах Бейрута, Каира. В годы учебы в Каире стал известен как издатель антиколониальной газеты....
КАДЫРОВ Гапдрахман Файзурахманович (27.1.1941, Шатура Московской обл. - 31.7.1993, Сочи, похоронен в Уфе), спортсмен. Засл. мастер спорта по мотоспорту (1966). Засл. работник физ. культуры БАССР (1991)....
КАДЫРОВ Имам-Гали Галимович (24.3. 1898, д.Карамалы-Тамак Белебеевского у. Уфимской губ., ныне Белебеевского р-на РБ, - 2.5.1969, Уфа), хирург. Д-р мед. наук (1939), проф. (1940). Засл. деят. науки БАССР (1947)....
КАДЫРОВ Урал Гаянович (р.10.3.1929, д.Идяш Зилаирского кантона БАССР, ныне Зианчуринского р-на РБ), вет. врач, патологоанатом. Д-р вет. наук (1971), проф. (1972). Засл. деят. науки БАССР (1988). Окончил Троицкий вет....
КАДЫРОВА Назифа (Насифа) Жаватовна (р.13.4.1954, д.Ахуново Учалинского р-на БАССР), баш. эстрадная певица. Нар. арт. БАССР (1987). Солистка Баш. гос. филармонии с 1971. В репертуаре певицы баш. и тат. нар....
КАЗАКИ, этносословные группы в составе рус. и нек-рых др. народов России 15 - нач. 20 вв. Казаки башкирские (см. Башкиро-мещерякское войско). Казаки уфимские составляли сторожевой полк, созданный в 20-30-х гг....
КАЗАКОВ Валерий Петрович (р.11.7. 1934, с.Владимиро-Александровское Приморского края), физико-химик. Чл.-корр. АН СССР (1991), д-р хим. наук (1983), проф. (1986), действ. чл. Междунар. академии т-ва (1993)....
КАЗАНСКОЕ ХАНСТВО (Казан ханлыгы), феод. гос-во в Ср. Поволжье (1438-1552), образовавшееся в результате распада Золотой Орды. Столица - г.Казань. Терр. К.х. в 15 - нач. 16 в. простиралась от Вятки до Волги, от Оки до Камы и устья Белой....
КАЗАНЦЕВ Юрий Васильевич (р.7.12. 1935, г.Мелеуз БАССР), геолог-нефтяник. Чл.-корр. АН РБ (1995), д-р геолого-минералогич. наук (1983). Засл. деят. науки БАССР (1983). Окончил Криворожский горнорудный ин-т (1959)....
КАЗАНЦЕВА Тамара Тимофеевна (р.8.5. 1939, г.Кривой Рог), геолог. Акад. АН РБ (1991). Д-р геолого-минералогич. наук (1985). Окончила Криворожский горнорудный ин-т (1959). Работала инж.-геологом комплексной геолого-разведочной экспедиции Красноярского террит....
КАЗТУГАН-ЙЫРАУ (жил на рубеже 15-16 вв.), баш. поэт-сказитель. Предст. рода кара-кыпсаков (см. Кыпсаки). Его родиной считают Южн. Урал, земли между рр.Агидель и Яик (см. Белая и Урал). Одно из любимых произв....
КАЙБЫШЕВ Оскар Акрамович (р.28.3. 1939, Москва), металлофизик. Акад. РАЕН (1990), АН РБ (1991), д-р техн. наук (1974). Засл. деят. науки БАССР (1979). Окончил Моск. ин-т стали и сплавов (1962). Работал на Уфим....
КАЛЕНДАРЬ, система счисления длит. промежутков времени, основанная на периодич. астрономич. явлениях (вращение Земли, движение Луны вокруг Земли и Земли вокруг Солнца). Период смены дня и ночи определяет ед....
КАЛЕНДАРЬ НАРОДНЫЙ БАШКИРСКИЙ сочетает в себе особенности тюрк., иран. и европ. календарей. Древние башкиры вели летоисчисление по мусалям (мэсэл) - 12-летним циклам, каждый год к-рого имел свое назв.: мыши (сысkан), коровы (hыйыр), барса (барыс), зайца (kуян), дракона (ылыу, лу, аждаhа), змеи (йылан), лошади (йылkы), овцы (kуй), обезьяны (маймыл), курицы (тауыk), собаки (эт), свиньи (дунгыз, сусkа)....
КАЛЕНДАРЬ ОТРЫВНОЙ башкирский начал издаваться Баш. кн. изд-вом с 1986. В нем представлены материалы из разл. отраслей знания: ист. справки о событиях, происшедших на терр. Башкортостана и РФ; сведения о культуре, иск-ве, лит-ре, просвещении, спорте;...
КАЛИМУЛЛИН Барый Гибатович (10.4. 1907, с.Дуван-Мечетлино Златоустовского у. Уфим. губ., ныне Мечетлинского р-на РБ, - 21.7.1989, Уфа), архитектор, педагог, обществ. деятель. Чл.-корр. Академии стр-ва и архит....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com