Энциклопедия Башкирии → МАРИЙЦЫ

МАРИЙЦЫ — МАРИЙЦЫ (самоназв. марий, мари), коренное нас. Респ. Марий Эл. Числ. М. в Рос. Федерации 643,7 тыс. чел., из них в Марий Эл 324,4 тыс. чел., в Башкортостане 105,7 тыс. человек (1989). М. в осн. проживают в Мишкинском, Калтасинском, Бирском, Шаранском, Дюртюлинском, Янаульском, Краснокамском, Балтачевском, Нуримановском р-нах. Насчитывается более 240 мар. деревень. 35,1 тыс. М. (33%) являются жителями городов Нефтекамска, Уфы, Бирска, Янаула и др. гор. поселений. Бол-во вост. М. остаются язычниками. Часть М. исповедует христианство, др. ч. - ислам. Первые упоминания о М. в Прикамье и в Приуралье содержатся в док-тах 15-16 вв. М. переселялись в Башкирию из-за нехватки пахотных земель и насильств. христианизации. Поток марийских переселенцев усилился в кон. 17-18 вв. По переписи 1897, в Уфим. губ. насчитывалось 80,6 тыс., в 1912 - 90,5 тыс. М. В ист. лит-ре М. упоминаются под именем "черемисы"; башкиры называли их "сирмеш". М. Башкортостана составляют этнографич. группу вост. М., среди к-рых выделяются М. междуречья Белой и Уфы (упо марий), Икско-Сюньского междуречья (белебей марий), верховьев Уфы и Сылвы (урал марий), прикамских селений (чолман марий). Традиц. отрасли х-ва М. Башкортостана - земледелие, скот-во, охота, рыболовство, бортничество. Было развито жен. домашнее произ-во: обработка конопли и льна, ткачество, плетение, вязание, вышивка. Для мар. поселений (сола, аул) были характерны малодворность (расселение небольшими семейно-родовыми группами - илем, сурт), скученность, беспорядочность планировки. Перестройка по уличным планам начала осуществляться с 30-40-х гг. 19 в. Архитектура жилища М. типична для лесной полосы Волго-Уральского региона. Дом (порт) состоял из однокамерного сруба и сеней; жилую площадь увеличивали, пристраивая к сеням второй сруб ("сдвоенные дома" - вашпорт). Крыли тесом, корой, в лесостепи - соломой. В 17-18 вв. избы были курными, позже стали сооружать прямой дымоотвод. Жилище украшали тканые и вышитые полотенца, узорные подзоры и занавески, паласы и тканые дорожки. Этнич. своеобразие усадьбы (сурт) составляла бревенчатая, крытая корой избушка (кудо) с открытым очагом и подвешенным котлом, служившая летней кухней, в прошлом семейным святилищем, местом обитания духа-покровителя (кудо водыж).

МАРИЙЦЫМарийский народный костюм.

Типичный наряд мар. женщин Бельско-Уфим. междуречья - короткое пышное платье (тувыр) с множеством цветных полос, фестонов, сборчатый по талии кафтанчик (шовыр), фартук (ончылак, ончыласакыш), плетеный пояс (ушто). В сев. р-нах были распространены тканые платья и фартуки с браным узором. В икско-сюньских деревнях носили шлемовидный головной убор (кашпау) и белое покрывало (тастар). Костюм дополняли нагрудники (сога, кокрак тенге), ушные подвески (пылыш тенге, он лаш тенге) из монет, бус, раковин. Белебеевские М. носили перевязи (дауэт) и нагрудники из монет (муенча). Ворот платья закалывали круглыми брошами (шыркама). Традиц. черты сохранял муж. свадебный костюм: тканые рубаха и штаны, короткий кафтан, пояс. В нац. кухне зерно, мука и овощи сочетались с мясными и молочными продуктами. Специфич. было сочетание молока с овощами и зеленью. Варили крупяные, овощные, грибные и рыбные супы (шуро), заправляя их зеленью, простоквашей или сметаной. Из ячменя, овса, пшена варили кашу (пучымыш) на молоке или мясном бульоне. Готовили мучные и толокняные густые кушанья (немыр, пушто), кисели. Праздничными и ритуальными считались суп с клецками (лашка), пресные лепешки (эгерче, шергинде), блины (мелна). Празд

ники М. связаны с земледельч. циклом и освящены языческой религией. Ага-пайрем, первонач. проводившийся перед пахотой, со временем слился с местным сабантуем. Перед сенокосом проходило многодневное моление (кусо кумалтыш) с забоем скота. Коллективное моление открывало праздник урожая (Угинде-пайрем), к-рый затем проводили по домам, приглашая родственников. Осенний забой скота заканчивался праздничным вечером (Шыл кас). Зимой устраивали новогодний праздник (Шорык йол) с гаданиями, театр. представлениями, угощением, вечерними сборами молодежи. Выходцы из мар. диаспоры Башкортостана - филолог и краевед В.М.Васильев, комп. А.И.Искандаров, писатель Я.Я.Ялкайн, ученые А.Алексеев, Г.Иванов, И.Ишкильдин, Я.Яндыганов, артисты А.Байгазов, Г.Захарова и др. - внесли заметный вклад в развитие мар. культуры. В Башкирии родились Герои Советского Союза В.Васильев, И.Ишкинин, Т.Кубакаев, Е.Орсаев, ген.-м. В.Ш.Алеев. Согл. переписи 1989, 91,2% М. РБ владеет родным яз., 76,5% - рус., 9,3% - тат. и башкирским. Пед. уч-ще в г. Благовещенске, Бирский государственный педагогический институт готовят учителей для мар. школ. В ряде р-нов выходят газеты на мар. яз., с 1991 издается респ. газ. "Чолман" ("Кама"). В 1991 в Уфе основан Марийский обществ. центр (см. Национально-культурные объединения), преобразованный в 1994 в мар. обществ. объединение "Марий ушеш".

Лит.: Муреев П.М. Из жизни и быта марийцев Башкирии //Краеведческий сб. Уфа, 1928-30, №3-4; Бараг Л.Г. Марийские предания Башкирии //Фольклор народов РСФСР. Уфа, 1977; Козлова К.И. Очерки этнической истории марийского народа. М., 1978.

С.Н.Шитова, Л.Г.Ибулаева.
Другие термины, персоны и определения на "М": 
МАВЛЮТОВ Мидхат Рахматуллович (р.16.2.1928, д.Шланлыкуль Белебеевского у. Уфим. губ., ныне Буздякского р-на РБ), горн. инж. по разработке нефт. и газовых м-ний. Действ. чл. РАЕН (1995), чл.-корр. АН РБ (1995), д-р техн....
МАВЛЮТОВ Рыфат Рахматуллович (р.20.3.1926, д.Шланлыкуль Белебеевского у. Уфим. губ., ныне Буздякского р-на РБ), инженер-механик. Чл.-корр. РАН (1991), д-р техн. наук (1975), проф. (1975). Засл. деят. науки и техники РСФСР (1990), БАССР (1972)....
МАВЛЮТОВА Магрифа Закиевна (р.27.8. 1913, д.Нижние Лемезы Уфим. у. Уфим. губ., ныне Иглинского р-на РБ), инженер-технолог. Засл. работник нефт. и газовой пром-сти РСФСР (1982), засл. нефтяник БАССР (1967), поч....
МАВЛЮТОВА Мунавара Габдракиповна (р.16.9.1923, д.Урзайбаш Белебеевского кантона БАССР, ныне Буздякского р-на РБ), хирург. Д-р мед. наук (1978), проф. (1979). Засл. деят. науки РБ (1993). В 1950 окончила Баш....
МАГАДЕЕВ Басыр Давлетович (р.15.2. 1933, с.Абзаново Зианчуринского р-на БАССР), горн. инженер-геолог. Канд. геолого-минералогич. наук (1974), акад. ИА РБ (1994). Засл. геолог БАССР (1986). После оконч....
МАГАДЕЕВ Давлеткирей Давлетбаевич (р.1.6.1925, с.Абзаново 1-й Усерганской вол. Зилаирского кантона, ныне Зианчуринского р-на РБ), журналист, переводчик. Участник Вел. Отеч. войны. В 1946-55 работал в ред....
МАГАДЕЕВ Макарим Адгамович (23.12. 1901, д.Ниж. Ока Алькеевской вол. Бугульминского у. Казанской губ., ныне Бугульминского р-на Респ. Татарстан, - 10.7.1938, Москва), баш. и тат. актер, режиссер, театровед....
МАГАДЕЕВА Бибикамал Магадеевна (1.3. 1914, д. Аскарово Верхнеуральского у. Оренб. губ., ныне Абзелиловского р-на РБ, - 22.2.1990, Сибай), баш. актриса, собирательница и исполнительница произв. баш. муз....
МАГАЗОВ Риза Шаихьянович (10.3.1932, д.Ново-Ишлы Миякинского р-на БАССР), врач, микробиолог. Акад. АН РБ (1991). Д-р мед. наук (1986), проф. (1992). Засл. врач БАССР (1980). Окончил Баш. мед. ин-т (1955)....
МАГАЗОВА Хазина Нурмухаметовна (р.5.5.1916, г.Шимбылгуй Читинской губ.), баш. танцовщица. Нар. арт. БАССР (1950), засл. работник культуры РСФСР (1986). Окончила в 1935 Баш. индустр. техникум. В 1939-56 в Баш....
"МАГНА ХУНГАРИА" ("Древняя, или Великая Венгрия"), этнотеррит. понятие, содержащееся в путевом отчете Плано Карпини (13 в.). Отсутствие четких сведений в источнике породило многочисл. гипотезы о локализации венг....
МАГНИТОГОРСКИЙ МЕГАСИНКЛИНОРИЙ (синформа, зона), южн. звено линейной Тагило-Магнитогорской мегазоны Урала, тянущейся от Полярного Урала на С. до г.Мугоджар на Ю. Дл. 850 км при шир. 90-100 км. На З. граничит с Уралтауским антиклинорием по Главному Уральскому разлому, очерченному зоной серпентинитового меланжа, имеющей вост....
МАДХИЯ (мэзхиэ), лирическое стих., написанное в честь знаменательного события, прославляющее выдающуюся личность, отечество. Авторы М. - носители общенац. сознания, выразители прогрессивных идей. Становление М....
МАЖИТОВ Нияз Абдулхакович (р.20.8. 1933, д.Тугай Гафурийского р-на БАССР), археолог. Чл.-корр. АН РБ (1992), д-р ист. наук (1989), проф. (1990). Окончил Пермский ун-т (1956). Зав. сектором археологии и этнографии Института истории, языка и литературы БФ АН СССР (1956-79)....
МАЗИН Михаил Павлович (р.26.2.1925, Минск, БССР), архитектор. Засл. строитель БАССР (1975), член Союза архитекторов СССР с 1955. Окончил Моск. архит. ин-т (1949). Работал в ин-тах "Башкиргражданпроект" (1949-88), "Уфаархпроект" (1988-89) и др....
МАЙКЫ-БИЙ, в 10-20-х гг. 13 в., по данным шежере, возглавил кр. союз баш. племен, расселившийся на вост. склонах Уральских гор, ведущую этнич. группу в к-ром составили табынцы (см. Табын). М.-б. во главе делегации зауральских башкир ездил с подарками к Чингисхану (предположительно летом 1219)....
МАЙОРАТ, обычай, согласно к-рому старшему сыну принадлежит преим. или исключит. право наследования имущества, функций главы семьи, обществ. должности отца (см. Семейно-брачные отношения). У башкир М. существовал в пережиточной форме, когда ст....
МАКСЮТОВ Фагим Ахметович (р.5.10. 1933, д.Венеция Дюртюлинского р-на БАССР), физико-географ-ландшафтовед. Канд. географич. наук (1963), проф. (1995). Засл. работник культуры БАССР (1983). После оконч. Баш....
МАКСЮТОВА Нажиба Хаерзамановна (р.27.11.1932, д.Сулейманово Мечетлинского р-на БАССР), баш. языковед. Д-р филол. наук (1981). Засл. деят. науки БАССР (1983). Окончила Баш. гос. пед. ин-т им.К.А.Тимирязева (1951)....
МАКСЮТОВСКИЙ МЕТАМОРФИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (назван по д. Максютово, басс. р.Крепостной Зилаир), стратиграфическое подразделение, объединяющее глубоко метаморфизованные породы, развитые в южн. ч. хр. Уралтау от истоков р....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com