Энциклопедия Башкирии → НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА

НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА — НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА башкир, совокупность накопленных народом эмпирич. сведений о целит. ср-вах, леч. и гигиенич. приемах и навыках и их практич. применении для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней. Впервые о Н.м. башкир упоминается в тр. П.С.Палласа (1773), И.Г.Георги (1779), И.И.Лепехина (1802). Первыми врачевателями были женщины. Из народа выделялись умельцы - табибы: костоправы, травники, лекари-маги, специалисты мусульм. обряда по обрезанию (баба, сэннэтсе), повивальные бабки. Знания нар. врачевателей передавались из поколения в поколение. Причины мн. болезней объяснялись нарушениями питания, переохлаждением, физ. перенапряжением, морально-психич. травмой. Народу были известны наследств. и заразные болезни. Отд. нарушения здоровья трактовали с религиозно-мистич. позиций: проникновение в чел. злого духа, вредное воздействие на органы брюшной полости мифич. существа (бусер), божье наказание и пр. Болезненные изменения в организме чел. часто именовались понятиями "загустение крови", "порча крови", "опущение" (смещение) тех или иных органов. Своеобразным было толкование исхода болезни. Появление аппетита, усиленное потоотделение у б-ного считались признаками скорого выздоровления. Для успешного лечения большое значение имел хороший уход. Не допускались к б-ному (особенно к ребенку) посторонние: боялись сглаза.

Обязательным компонентом лечения являлась суггестия (внушение): заговоры, заклинания, молитвы. Широко применялись целебные р-ния (ок. 100 видов). Популярными были девясил, душица, корень валерианы, можжевельник, чабрец и др. Широко употреблялись ср-ва ж-ного происхождения в леч. целях: кумыс (см. Кумысолечение), корот, мед, топленое масло, конское и гусиное сало, мясо и сало барсука.

Популярным было лечение с помощью пиявок (hэлэк). Известно их профилактич. использование для предупреждения рецидивов (периодически повторяющихся головокружений, головных болей, шума в ушах и другие).

Нашли применение отд. минералы и природные в-ва: сера, квасцы, медный купорос, белая и красная глины, мел, ил, нефть, кальцит и др. Широко практиковалась быт. физиотерапия: ванны с настоем трав, обкладывание б-ного прогретой майской травой, зарывание в теплый песок, баня, локальное прогревание отд. участков тела. Тепловое воздействие часто сочеталось с массажем. Народ издавна пользовался и целебными факторами ныне изв. курортов Янгантау, Красноусольский и другие.

Костоправы умело вправляли вывихи, переломы костей, баба выполняли операцию обрезания. Использовалось мн. ср-в для обработки порезов, ран (высушенные и измельченные душица, чабрец, кора дуба; свежие листья подорожника, медуницы мягчайшей и пр.).

По мнению баш. повивальных бабок, гл. врагом здоровья рожениц и родильниц (а также новорожденных) является переохлаждение. Поэтому нахождение их в теплом помещении считалось чрезвычайно важным условием сохранения здоровья. В день родов (либо на другой) в теплой (но не жаркой) бане повивальной бабкой проводился массаж тела родильницы. С первых дней после родов накладывалась на живот тугая повязка. Рациональность этих мер несомненна: снятие застойных явлений, возникающих за период беременности, профилактика растяжения брюшной стенки, опущения внут. органов, геморроя, варикозного расширения вен нижних конечностей.

Н.м. развивалась и в целях сохранения, укрепления здоровья. Получила развитие гигиена питания, жилища, тела, межличностного общения. Широко были представлены обычаи и традиции гигиенич. характера. Имелись рацион. обычаи, нарушение к-рых считалось грехом и якобы влекло возможные наказания сверхъестеств. силами. Так, выпавшие волосы следовало сжечь. При неисполнении данного требования человек обрекал себя на головные боли; неаккуратное срезание ногтей и их попадание в пищу превращало виновного в обжору.

Сохранению и укреплению здоровья помогали народные виды спорта. А.Н.Добролюбов писал: "Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к нам в киргизские степи или в Башкирию. Там гимнастика процветает: своего рода олимпийские игры с борьбой и лазанием на шест и бегом взапуски повторяются периодически". (Полн. собр. соч. Т.8, 1912).

В воспитании морально-психич. здоровья молодого поколения большая роль отводилась раннему приобщению детей к посильному труду, любви к родному краю, пребыванию на лоне природы, знанию героич. прошлого народа, его батыров. Развитие Н.м. башкир не было изолированным. Наряду с самобытными ср-вами и методами леч. воздействия табибы восприняли рацион. моменты из Н.м. др. народов, с к-рыми коренные жители края общались на протяжении ряда веков. Через ислам Н.м. обогащалась мед. познаниями народов Востока.

С позиции совр. медицины, многое в Н.м., как в леч. ср-вах, так и быт. гигиене и санитарии, признается целесообразным. Имелись и негативные моменты. Н.м. в дорев. время, а также в 1-е десятилетия после рев-ции была распространена широко, что объяснялось слабым развитием (особенно в сел. местности) мед. помощи. Начиная с кон. 50-х гг. роль Н.м. снизилась. Сказалось заметное улучшение мед. обслуживания населения. Кроме того, офиц. власти препятствовали деят-сти нар. врачевателей в целях предупреждения нерацион. лечения. Несмотря на запреты нек-рые табибы подпольно продолжали леч. практику. В период перехода к рыночным отношениям активность нар. врачевателей (особенно экстрасенсов) возросла. До посл. времени ряд леч. ср-в Н.м. башкир экспериментально и клинически не изучен (животные ср-ва корот, кумыс из козьего молока; санирующие св-ва конского мяса; профилактич. использование пиявок).

Лит.: Гумаров В.З. Башkорт халыk медицинаhы. Уфа, 1991; Никольский Д.П. Башкиры. Этнографическое и санитарно-антропологическое исследование. СПб., 1899; Руденко С.И. Башкиры. Историко-этнографические очерки. М.-Л., 1955.

В.З.Гумаров.
Другие термины, персоны и определения на "Н": 
НАГАЕВА Лидия Исламовна (р.24.4.1938, д.Аскино Аскинского р-на БАССР), баш. танцовщица, этнохореограф, педагог. Канд. ист. наук (1978). Окончила Баш. гос. ун-т (1961). В 1960-72 работала в Баш. государственном ансамбле народного танца....
НАДЖМИ Назар [(псевд., наст. ф.и.о. Назмутдинов Назар Назмутдинович), р.5.2.1918, д.Миниште Бирского у. Уфим. губ., ныне Дюртюлинского р-на РБ], баш. поэт. Нар. поэт Башкортостана (1992). Участник Вел....
НАДРШИНА Фануза Аитбаевна (р.7.2. 1936, д.Старо-Мурадымово Аургазинского р-на БАССР), баш. ученый-фольклорист. Канд. филол. наук (1971). Окончила Стерлитамакский государственный педагогический институт (1959)....
НАЗАРОВ Михаил Алексеевич (р.24.5.1927, с.Кананикольское Зилаирского кантона БАССР, ныне Зилаирского р-на РБ), живописец, педагог. Чл. Союза художников CССР с 1981. Окончил ф-т живописи Гос. худ. ин-та в Таллине (1958)....
НАЗАРОВ Рашит Саитбатталович (р.1.11. 1944, д.Турумбетово Аургазинского р-на БАССР), баш. поэт. Стихи начал писать c детства. Первая подборка стихов Н., появившаяся в ж. "Агидель" (1961), стала событием в баш....
НАЗИРА (нэзирэ), форма лит. подражания, распространенная в средневековой араб., перс. и тюрк. поэзии. Новое произв., как правило, сохраняет осн. тему, стихотворный размер, порядок рифмовки, а иногда и особенности рифмы оригинала....
НАЛОГИ, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетные фонды юрид. и физ. лиц на условиях, определяемых зак-твом. В РБ установлена одноканальная система налогов и платежей: платежи по федеральным и респ....
НАЛОГИ И ПОВИННОСТИ, обязат. платежи и обязанности нас. в пользу гос-ва. Гл. повинностью башкир с древнейших времен была воен. (см. Военная служба башкир). В 13-16 вв. (см. Золотая Орда, Ногайская орда, Казанское ханство, Сибирское ханство) башкиры обязаны были поставлять в войско ханов вооруж....
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ, особый орган по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, обеспечивающий также безопасность работников налоговых служб. Департамент Н.п. (ДНП) РБ создан 24 июня 1993 в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции"....
НАМЕСТНИЧЕСТВО, адм.-террит. единица в России в кон. 18 - нач. 20 в. Введено согласно "Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи" 7 нояб. 1775. Н. состояло из 2-3 губерний. Н., как и губ....
НАПАЛКОВ Валентин Васильевич (р.30.7.1941, г.Горький), математик. Чл.-корр. РАН (1989), акад. АН РБ (1991), д-р физ.-мат. наук (1977), проф. (1980). Окончил Горьковский ун-т (1964), на преподавательской работе там же (1964-1971)....
НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ И МУЗЫКАНТЫ, хранители-исполнители и продолжатели традиций нац. муз.-поэтич. наследия. В их репертуаре преим. ист. нар. песни и мелодии, баиты, мунажаты, кубаиры, стихи Аллаяра-суфи, М.Акмуллы, исполняемые нараспев....
НАРОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, традиционные физ. упражнения и методы закаливания, к-рые являются составной частью нац. культуры башкир и др. народов РБ. Среди башкир были распространены физ. упражнения и игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в труд....
НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, сольные (муж. и жен.) и массовые, являются одним из наиб. популярных видов иск-ва у башкир. Возникнув в эпоху первобыт. строя, танец отражал особенности труд. деят-сти, разл. обрядов и верований....
НАРОДНЫЙ ТЕАТР, 1) элементарная форма театр. иск-ва, вписанная в синкретич. произведение баш. фольклора и нар. культуры в целом. Восходит к синкретизму первобытной религии, соц. и производств. отправлений первобытного об-ва;...
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Баш. нар. инструментарий состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) и проникших в быт в кон....
НАРОДНЫЕ СОЦИАЛИСТЫ (энесы), народно-социалистич. (трудовая) партия; с июня 1917 Трудовая народно-социалистич. партия России (ТНСП). Н.с. выделились в 1906 из прав. крыла партии эсеров. В период спада первой российской революции 1905-07 разделяли политич....
НАСЕКОМЫЕ, наиб. богатый видами кл. беспозвоночных типа членистоногих. Тело состоит из головы, груди и брюшка. Размножаются откладыванием яиц или рождением личинок, развивающихся с полным или неполным превращением....
НАСИБУЛЛИН Равиль Талибович (р.24.12.1945, c.Б.Чакир Хавастского р-на Ташкентской обл. Узб.ССР), социолог. Действ. чл. Академии соц. наук РФ (1994), д-р социолог. наук (1991), проф. (1992). Окончил филол....
НАСРЕТДИНОВА Зайтуна Агзамовна (р.14.8.1923, Уфа), артистка балета, педагог. Нар. арт. СССР (1955), засл. арт. РСФСР (1954) и БАССР (1946). С 1941, после оконч. Ленингр. хореогр. уч-ща им. А.Я.Вагановой (пед....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com