Энциклопедия Башкирии → НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ

НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ — НАРОДНЫЕ ТАНЦЫ, сольные (муж. и жен.) и массовые, являются одним из наиб. популярных видов иск-ва у башкир. Возникнув в эпоху первобыт. строя, танец отражал особенности труд. деят-сти, разл. обрядов и верований. К самым древним следует отнести охотничьи танцы и те, к-рые связаны с культом природы, ж-ных и птиц. Наиб. развитыми формами в баш. хореографии обладают сольные танцы с их яркой изобразительностью. Муж. танцы основаны на охотничьих движениях: стрельба из лука, выслеживание добычи, трепет кистей рук (подражание крыльям ловчих птиц) и др. Танец воплощал образ охотника, воина, отличного наездника, храброго джигита. Движения в жен. танцах связаны с подражанием разл. труд. процессам: тереблению шерсти, прядению, сбиванию масла, вышиванию и др. Жен. танец украшали щелчки пальцами рук, игра плечами, колыхания рук из стороны в сторону и т. наз. "трельные" движения, изображающие полет бабочек, птиц, трепет листьев на деревьях. Массовые танцы были основаны на круговых мизансценах, движения рук в них были ограничены. Общими для массовых танцев были повторяющиеся круговые ходы, парные кружения, вращения солистов в центре круга. Наряду с круговой формой построения у башкир бытовали и танцы линейной формы.

По тематике Н.т. подразделяются на обрядовые и игровые. В обрядовых танцах сохранились отголоски языческих верований: магии, шаманизма, тотемизма, анимистич. представлений (см. Верования доисламские). Обрядовые танцы исполнялись женщинами в честь пробуждающейся природы; хороводы призваны были обеспечить рост трав, хороший приплод скота, обществ. и личное благополучие: "Тунэрэк" ("Круг"), "Эс таган" ("Треножник"), "Yткес" ("Прохождение через что-то"). Обряды "изгнания болезни" исполнялись с шумными танцами: "Шайтан уйыны" ("Чертово игрище"), "Албасты kыуыу" ("Изгнание албасты"), "Биртек" ("Лечение поясницы"), "kот kойоу" ("Отливание души"). Поклонение священным птицам выражали танцы "Аkkош" ("Лебедь"), "Кэкук" ("Кукушка"), "Сынрау торна" ("Звенящий журавль"), "kарга бутkаhы" ("Воронья каша"). Среди обрядовых плясок большое место занимали свадебные, наиб. популярные из них: "Киленсэк" ("Невестушка"), "Йыуаса" ("Свадебные сласти"), "Сыбыртkылау" (досл. "Хлестать плетью"), "hыу юлы" ("Дорога к воде"), "Айыу туны" ("Медвежья шуба"). Здесь магич. мотивы тесно переплетаются с игровыми, театрализов. сюжетами. Танец "hыу юлы" символизирует знакомство молодой женщины с "хозяином" воды. В прошлом свадьба справлялась как общедеревенский праздник, поэтому мн. праздничным танцам были свойственны элементы выбора пары, завязывание знакомства, сватовства. Игровые танцы связаны в осн. с темой труда и быта башкир: "hунарсы" ("Охотник"), "Кэтэусе" ("Пастух"), "Байыk", "Перовский", "Илэу" ("Прядение"), "Киндер туkмау" ("Смягчение конопляной ткани"), "Тула басыу" ("Валяние сукна"). К ним относятся и разл. заимствованные танцы: "Казачий", "Тэрпэкэ" ("Трепак"), "Гопак", "Полька", "Барыня", "Сербиянка", "Краковяк".

Н.т. свойственна фигурная орг-ция движений, строящихся по принципу многократной повторяемости: бесшумные, легкие, плавные движения в первой ч. фигуры чередуются с динамичными, резкими - во второй. Плавный "переменный ход" выполняет роль своеобразного пластич. рефрена: нередко фигура начинается с "переменного хода" и завершается игровым или подражательным движением. Движения ног отличаются разнообразием как в жен., так и муж. танцах; в осн. это ходы и дроби: простой ход, боковой - с ударом внутр. стороны ступни одной ноги о другую, ход с носка на всю ступню, ход "накрест", "скользящие" ходы в сторону, назад, беговой ход с подскоками, прыжками и др. Дробные движения подразделяются на простые и сложные. К первым относятся "тройной притоп" на полных ступнях, легкие притопы на месте; сложные движения сопровождаются подскоками, прыжками, поворотами. Дробные движения возникли в древности из подражания цоканью конских копыт, подтверждение этому - терминология танц. движений: "ат сабыу" ("скачки"), "юрга йэрэшэ" ("иноходь"), "ат саптырыу" ("галоп"), "ат йугереуе" ("бег коня"), "урэпсеу" ("вздыбленный конь") и др.

Баш. танц. мелодии состоят, как правило, из двух 4-тактных фраз, повторенных дважды. Муз. размер 2/4. Менее распространена 2-частная структура танц. наигрышей: распевная, медленная в 1-й ч., быстрая, ритмически активная - во 2-й. Н.т. исполнялись под аккомпанемент курая, кубыза, думбыры, ударных инстр-тов с голосовым сопровождением - такмаком на дерев. настилах, плоских камнях, кусках железа, подносах. Доп. звуковой эффект создавал звон серебр. монет и подвесок на руках, косах, нагрудниках. В кон. 19 - нач. 20 в. в Башкирии получили распространение гармоника, тальянка, скрипка, мандолина.

Первые упоминания о Н.т. имеются в эпосе, легендах, преданиях. Шаманские и эпич. танцы наблюдал в 1770 И.И.Лепехин, а танцы-подражания ж-ным описал П.С.Паллас. Характеристику "птичьих" танцев находим у С.Г.Рыбакова. С.И.Руденко в монографии "Башкиры" упоминает жен. обрядовые хороводы "Тунэрэк уйыны" ("Танец по кругу"), "Эс таган" ("Треножник"), "Эс букэн" ("Три пня"). В 1939 Ф.А.Гаскаров создал Государственный ансамбль народного танца. В 1956 он издал описание 8 сценич. танцев, созданных на основе народных ("Башкирские танцы". Уфа, 1956). Впервые бытовые танцы башкир были представлены в фольк. программах театр. труппы В.Г.Муртазина-Иманского (1917). В 1927 образцы баш. Н.т. демонстрировались Т.Ф.Рашитовой в Москве в программах Науч.-худ. об-ва "Этномир". В посл. время баш. Н.т. были представлены на междунар. фольк. фестивалях в Новгороде (1986), Москве (1989), Австрии (1989). Ансамбли, танцев. кружки, фольк. коллективы имеются на пр-тиях, в школах, ДК и сел. клубах.

Лит.: Нагаева Л.И. Танцы восточных башкир. М., 1981; ее же. Башкирская народная хореография. Уфа, 1995. Л.И.Нагаева.
Другие термины, персоны и определения на "Н": 
НАГАЕВА Лидия Исламовна (р.24.4.1938, д.Аскино Аскинского р-на БАССР), баш. танцовщица, этнохореограф, педагог. Канд. ист. наук (1978). Окончила Баш. гос. ун-т (1961). В 1960-72 работала в Баш. государственном ансамбле народного танца....
НАДЖМИ Назар [(псевд., наст. ф.и.о. Назмутдинов Назар Назмутдинович), р.5.2.1918, д.Миниште Бирского у. Уфим. губ., ныне Дюртюлинского р-на РБ], баш. поэт. Нар. поэт Башкортостана (1992). Участник Вел....
НАДРШИНА Фануза Аитбаевна (р.7.2. 1936, д.Старо-Мурадымово Аургазинского р-на БАССР), баш. ученый-фольклорист. Канд. филол. наук (1971). Окончила Стерлитамакский государственный педагогический институт (1959)....
НАЗАРОВ Михаил Алексеевич (р.24.5.1927, с.Кананикольское Зилаирского кантона БАССР, ныне Зилаирского р-на РБ), живописец, педагог. Чл. Союза художников CССР с 1981. Окончил ф-т живописи Гос. худ. ин-та в Таллине (1958)....
НАЗАРОВ Рашит Саитбатталович (р.1.11. 1944, д.Турумбетово Аургазинского р-на БАССР), баш. поэт. Стихи начал писать c детства. Первая подборка стихов Н., появившаяся в ж. "Агидель" (1961), стала событием в баш....
НАЗИРА (нэзирэ), форма лит. подражания, распространенная в средневековой араб., перс. и тюрк. поэзии. Новое произв., как правило, сохраняет осн. тему, стихотворный размер, порядок рифмовки, а иногда и особенности рифмы оригинала....
НАЛОГИ, обязательный взнос в бюджет или во внебюджетные фонды юрид. и физ. лиц на условиях, определяемых зак-твом. В РБ установлена одноканальная система налогов и платежей: платежи по федеральным и респ....
НАЛОГИ И ПОВИННОСТИ, обязат. платежи и обязанности нас. в пользу гос-ва. Гл. повинностью башкир с древнейших времен была воен. (см. Военная служба башкир). В 13-16 вв. (см. Золотая Орда, Ногайская орда, Казанское ханство, Сибирское ханство) башкиры обязаны были поставлять в войско ханов вооруж....
НАЛОГОВАЯ ПОЛИЦИЯ, особый орган по предупреждению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений, обеспечивающий также безопасность работников налоговых служб. Департамент Н.п. (ДНП) РБ создан 24 июня 1993 в соответствии с Законом РФ "О федеральных органах налоговой полиции"....
НАМЕСТНИЧЕСТВО, адм.-террит. единица в России в кон. 18 - нач. 20 в. Введено согласно "Учреждениям для управления губерний Всероссийской империи" 7 нояб. 1775. Н. состояло из 2-3 губерний. Н., как и губ....
НАПАЛКОВ Валентин Васильевич (р.30.7.1941, г.Горький), математик. Чл.-корр. РАН (1989), акад. АН РБ (1991), д-р физ.-мат. наук (1977), проф. (1980). Окончил Горьковский ун-т (1964), на преподавательской работе там же (1964-1971)....
НАРОДНАЯ МЕДИЦИНА башкир, совокупность накопленных народом эмпирич. сведений о целит. ср-вах, леч. и гигиенич. приемах и навыках и их практич. применении для сохранения здоровья, предупреждения и лечения болезней....
НАРОДНЫЕ ПЕВЦЫ И МУЗЫКАНТЫ, хранители-исполнители и продолжатели традиций нац. муз.-поэтич. наследия. В их репертуаре преим. ист. нар. песни и мелодии, баиты, мунажаты, кубаиры, стихи Аллаяра-суфи, М.Акмуллы, исполняемые нараспев....
НАРОДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА, традиционные физ. упражнения и методы закаливания, к-рые являются составной частью нац. культуры башкир и др. народов РБ. Среди башкир были распространены физ. упражнения и игры, способствующие развитию силы, ловкости, выносливости, глазомера, мужества, необходимых в труд....
НАРОДНЫЙ ТЕАТР, 1) элементарная форма театр. иск-ва, вписанная в синкретич. произведение баш. фольклора и нар. культуры в целом. Восходит к синкретизму первобытной религии, соц. и производств. отправлений первобытного об-ва;...
НАРОДНЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ. Баш. нар. инструментарий состоит из ныне бытующих (курай, кубыз, думбыра), вышедших из употребления (кыл-кубыз, сорнай, борго, дунгур, думбурзяк, награ, шакылдак, ятаган) и проникших в быт в кон....
НАРОДНЫЕ СОЦИАЛИСТЫ (энесы), народно-социалистич. (трудовая) партия; с июня 1917 Трудовая народно-социалистич. партия России (ТНСП). Н.с. выделились в 1906 из прав. крыла партии эсеров. В период спада первой российской революции 1905-07 разделяли политич....
НАСЕКОМЫЕ, наиб. богатый видами кл. беспозвоночных типа членистоногих. Тело состоит из головы, груди и брюшка. Размножаются откладыванием яиц или рождением личинок, развивающихся с полным или неполным превращением....
НАСИБУЛЛИН Равиль Талибович (р.24.12.1945, c.Б.Чакир Хавастского р-на Ташкентской обл. Узб.ССР), социолог. Действ. чл. Академии соц. наук РФ (1994), д-р социолог. наук (1991), проф. (1992). Окончил филол....
НАСРЕТДИНОВА Зайтуна Агзамовна (р.14.8.1923, Уфа), артистка балета, педагог. Нар. арт. СССР (1955), засл. арт. РСФСР (1954) и БАССР (1946). С 1941, после оконч. Ленингр. хореогр. уч-ща им. А.Я.Вагановой (пед....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com