Энциклопедия Башкирии → ОБЩИНА БАШКИРСКАЯ

ОБЩИНА БАШКИРСКАЯ — ОБЩИНА БАШКИРСКАЯ. В широком значении общность людей, объедин. разл. рода связями: кровнородств., террит.; по религ., этнич., проф. принадлежности (землячество, гор. коммуны, сел. об-во, мусульм. община). В узком смысле низовая самоуправляющаяся орг-ция об-ва. О.б. является преемницей родоплеменной орг-ции, от к-рой унаследовала ряд особенностей: иерархич. многоступенчатость, размытость и подвижность границ между звеньями, терминологию. Верхнее звено О.б. представляла волость, к-рая образовывалась на основе бывшего племени или кр. рода (илэу, ырыу), среднее - род (ырыу, тубэ, туп), нижнее - родовое подразделение (ара, аймак), обычно, население одного аула. Были кр. селения, объединявшие неск. аймаков, в иных случаях чл. одного аймака расселялись в разных деревнях. Зем. угодья находились в собственности О.б. (первонач. всей волости), а скот, с.-х. инвентарь, усадьба - во владении семейных коллективов. Отд. семьи имели борти в лесах, отгороженные участки посевов, постройки на местах кочевий и охоты. С развитием земледелия и переходом к оседлости в подворное пользование перешли пашни и покосы, местами были поделены на "повытья" и лесные разработки, "рыбные ловли" и места сбора хмеля. В О.б., как и в любой другой, построенной на обществ. и частнособственнических началах, существовали внутр. противоречия. Неразделенность общинных земель позволяла биям, тарханам, зажиточным рядовым башкирам пользоваться ими без ограничений при выпасе больших стад, заготовке сена, рубке леса. Бол-во общинников было не в состоянии полностью использовать свои наделы и долю в общих угодьях. От злоупотреблений биев страдали и стремились к обособлению целые деревни и гр. деревень. В результате вол. дробились; так, вместо одной возникли 3 Бурзянских вол., 4 Усерганских и т.д. В целом О.б. эволюционировала в сторону уменьшения размеров, пока осн. единицей не стал один аул или аул с выселками. В нек-рых кр. селениях со сложным социально-этнич. составом существовало неск. общин. В Зап. Башкирии, где был широко распространен ин-т припуска, часто тептяри-припущенники селились в одном ауле с башкирами-вотчинниками, образуя отд. улицы или "концы", и зем. наделы и кладбища были обособлены. В д. Иштуганово Стерлитамакского у. башкиры, татары и русские в нач. 20 в. жили и хозяйствовали тремя общинами. Между общинами были поделены леса и пастбища, однако местами, гл. обр., в юго-вост. и южн. р-нах, где прочнее были традиции кочевничества, еще в 19 в. сохранялись общие летовки неск. деревень, встречались общие для всей вол. участки делового леса. К кон. 19 - нач. 20 в. О.б., хотя и продолжала сохранять нек-рое своеобразие, по структуре и внутр. укладу стала похожей на общины др. народов края. В Вост. Башкирии в значении "община" начали применять русские термины "мир", "общество". О.б. отвечала за своевременное поступление в казну налогов, обеспечивала проведение обществ. работ по благоустройству селений, стр-во местных дорог и мостов, осуществляла возведение мечетей и складов для хранения общих запасов зерна, решала вопросы обучения детей, проведения обществ. молений и праздников календарных, организовывала в ауле противопожарную охрану и помощь погорельцам. Для осуществления трудоемких работ объединялись неск. общин. В О.б. большую роль играли круговая порука, обычай взаимопомощи (см. Помочь), продолжающий традиции родовой солидарности. Мн. семейные обряды (свадьба, похороны) устраивались с участием всей О.б. В кон. 19 - нач. 20 в. О.б. была неоднородной. Кроме кровнородств. ядра в нее входили предст. др. родов, нередко и др. национальностей. В результате она все больше обретала черты соседской (крестьянской) общины. О.б. была неоднородной и в соц. плане, в ней шла интенсивная имуществ. дифференциация: выделившаяся зажиточная верхушка богатела за счет общины и общинников. Противовесом этому процессу являлись периодич. переделы земель, проводившиеся нередко по числу ревизских или наличных душ муж. пола, что вызывало сопротивление зажиточных слоев. Развивающиеся капиталист. отношения разрушали О.б. (см. Столыпинская аграрная реформа), башкиры выделялись в отруба и хутора. О.б. просуществовала до создания колхозов.

Лит.: Кузеев Р.Г. Очерки исторической этнографии башкир. Уфа, 1957; Усманов Х.Ф. Столыпинская аграрная реформа в Башкирии. Уфа, 1958; его же. Развитие капитализма в сельском хозяйстве Башкирии в пореформенный период. М., 1981; Янгузин Р.З. Социальная структура башкирского общества в XVIII-XIX вв. Уфа, 1987; Шакурова Ф.А. Башкирская волость и община в середине XVIII - первой половине XIX в. Уфа, 1992.

Н.В.Бикбулатов.

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com