Энциклопедия Башкирии → ПРАВОСЛАВИЕ

ПРАВОСЛАВИЕ — ПРАВОСЛАВИЕ, одно из осн. направлений в христианстве, сложившееся как вост. его ветвь после разделения Римской империи (395 г.) и оформившееся после разделения церквей (1054 г.). Основу вероучения составляют Библия и священное предание. Церкви отводится роль посредницы между богом и людьми. В культе П. центр. место занимают 7 таинств [крещение, причащение, священство, покаяние (исповедь), миропомазание, брак, елеосвящение (соборование)]. История П. в Башкортостане началась с 70-х гг. 16 в., когда в крае появились первые правосл. церкви и монастыри. Подчиненная в 16-18 вв. разл. церк. центрам правосл. церковь Башкортостана (см. Епархия уфимская) лишь в 1799 получила собств. епископа (см. Амвросий). К 1913 в составе Уфим. епархии было 539 церквей, 15 монастырей и монастырских общин, 228 часовен и богаделен. Их обслуживало 5620 предст. белого и 2235 черного духовенства (см. Духовенство православное). В истории края правосл. церковь сыграла неоднозначную роль. Это была прежде всего крупная сила хоз. освоения баш. земель. Церковь занималась всем: от пашенного земледелия до выплавки железа (Далматов монастырь), от добычи слюды до стр-ва речных судов, от селекц. работы в обл. садово-огородных культур до произ-ва свечей, кирпича. Правосл. церковь сыграла большую роль в становлении благотворительности в Башкортостане. В 1-й пол. 18 в. при Уфим. монастырях были созданы приюты для солдат-инвалидов и вдов-солдаток, в 1813 в церквях - спец. заведения для сбора подаяния потерпевшим от неприятеля в 1812. В 1877-78 и 1904-05 гг. церковь опекала семьи воинов и инвалидов, оказывала помощь и содействие раненым. В годы первой мировой войны ряд священнослужителей и учащихся духовных уч. заведений были призваны на фронт. Под воен. госпитали были отведены больничные помещения Благовещенского жен. монастыря и Духовного мужского училища в Уфе. К маю 1915 в приютах для солдатских детей, открытых при монастырях епархии, находилось 190 сирот обоего пола. В 1823 в Уфе было создано попечительство о бедных духовного звания. В своей деят-сти попечительство взаимодействовало с губ. благотворит. комитетами, а уфим. епископы являлись чл. благотворит. орг-ций как светского, так и церк. характера. Во время голода 1891 духовенство епархии спасло от смерти десятки семей. В 1902 протоиереем Н.А. Котельниковым на ср-ва, собранные в церквях, в Уфе было открыто единств. в Башкортостане уч-ще для глухонемых.

ПРАВОСЛАВИЕИконостас (Крестовоздвиженская церковь в Уфе).

Значительна роль правосл. церкви в формировании сети уч. заведений. Открытые в 1800 Духовная семинария в Уфе и духовные уч-ща в Челябинске, Мензелинске, Оренбурге, Бугульме, Уфе выпускали священно- и церковнослужителей. В 1912 при семинарии был создан церковно-археол. комитет для систематизации и описания церк. документации и пам. церк. архитектуры. Из среды преподавателей духовных уч. заведений епархии вышли изв. краеведы И.Е.Златоверховников, К.П.Херувимов, Н.М.Чернавский, Л.С.Суходольский и др. Во 2-й пол. 19 в. в епархии сложилась сеть церковно-приходских школ, руководимых с 1889 епарх. училищным советом. К 1915 их было 360, обычно они располагались в домах священнослужителей; как правило, приходское духовенство преподавало в них само либо контролировало преподавание светских учителей.

    При церквях и монастырях края работало 388 б-к (1913), имевших значит. книжные фонды. Особенно была богата б-ка, созданная в 1806 при уфим. семинарии (к 1913 ок. 3000 ед.). К нач. 20 в. в Башкортостане действовало 4 изд-ва при 2 уфим. монастырях. При Успенской церкви в Уфе было открыто Головное братство трезвости - координатор деят-сти аналогич. об-в при др. приходских церквях края.

    Духовенство принимало активное участие в деят-сти открытого в 1916 епископом Андреем Вост.-рус. культурно-просветит. об-ва, сотрудничало с ж. "Заволжский летописец". Попытка христианизации мусульман и язычников (см. Язычество) края, носившая до 80-х гг. 18 в. насильств. характер, не привела к существ. результатам. Мусульманство Башкортостана устояло под натиском христианизации, к сер. 19 в. были окрещены 0,5% башкир и 28% татар края. Язычники были окрещены чисто формально. Во 2-й пол. 19 в. внедрение системы Н.И.Ильминского, осн. на ведении миссионерского дела на яз. местных народов, привело к закреплению христианской веры у татар-старокрещен. К 1916 в Башкортостане было до 50 инородческих приходов со службой на тат., чуваш., мордов., языках; крещен насчитывалось до 170 тысяч. Из среды крещен-священнослужителей часто выходили нар. просветители; среди них создатель 1-го мордов. букваря А.Ф.Юртов. К нач. 20 в. в крае действовало до 40 миссионер. инородч. школ с преподаванием на яз. местного населения. С 40-х гг. 19 в. преподавание чуваш. и тат. языков было введено в Уфим. духовной семинарии. Несмотря на открытие в 1878 Уфимского епарх. комитета общерос. миссионер. об-ва, миссионерство в целом негативно встречалось местным нерус. нас. и воспринималось как насильств. русификация и уничтожение нац. культур. После Указа 1905 о свободе вероисповедания большая ч. башкир-крещен (до 95%) и значит. часть татар-крещен (до 65%) вернулись к исповеданию ислама. В ходе Октябрьской революции и гражданской войны позиции правосл. церкви в Башкортостане были существенно подорваны. Национализация церковно-монастырских земель и закрытие монастырей к 1930 привели к упадку системы церк. благотворительности. В 1-й пол. 20-х гг. местные партийные власти оттесняют от управления епархией талантливых иерархов, поощряют обновленческий раскол, изымают церк. ценности. Во 2-й пол. 20-х гг. в правосл. церкви Башкортостана сосуществовало 3 течения: обновленческое, "андреевское", "сергиевское". К нач. 30-х гг. после насильств. ликвидации "андреевского" течения и исчезновения большей ч. обновленцев (оконч. к 1942) лидер уфим. "сергианцев" епископ Иоанн восстановил единство Церкви Башкортостана.

Усиление воинствующего атеизма в кон. 20-30-х гг. 20 в. привело к ограничению праздников православных, церк. обрядов, запрещению крестных ходов и колокольного звона, обложению священнослужителей разорит. налогами, сокращению кол-ва храмов (с 216 в 1934 до 8 в 1940), ликвидации Уфим. епарх. управления (1935). К 1940 в епархии было репрессировано почти все правосл. духовенство; на свободе осталось 16 священно- и церковнослужителей. В годы Великой Отечественной войны оставшиеся церкви епархии собрали на нужды фронта и тыла ок. 10 млн. рублей. В 1942 была восстановлена епархия в Уфе. Либерализация религ. политики в 40-50-е гг. 20 в. привела к росту числа действующих церквей и молитв. домов (в 1943-48 гг. открыто 30 храмов). Стараниями епископов Иоанна, Илариона, архиеп. Стефана восстанавливалась нормальная работа епарх. управления, обновлялись кадры духовенства. С 1961 правосл. церковь Башкортостана отчисляет ч. прибыли в фонд мира (с 93 тыс. руб. в 1961 до 330 тыс. в 1984). После принятия законов о религ. объединениях в РФ (1990) и РБ (1991) правосл. церковь в респ. организационно окрепла. Возросло кол-во действующих храмов, появилась первая жен. монашеская община, возобновляются старые и открываются новые печатные издания (см. Христианская периодическая печать), восстанавливаются традиции благотворительности, иконописания, проведения правосл. праздников и обрядов и др.

Лит.: Латыпова В.В. Об участии русской православной церкви в общественной жизни Уфимской епархии во 2-й пол. XIX - нач. XX вв. //Исторический опыт развития духовной культуры Башкортостана. Уфа, 1992; Мохов В.В. Духовенство Уфимской епархии: люди и судьбы //История края и судьбы людей. Уфа, 1994; Сергеев Ю.Н. Религиозные верования народов Башкортостана //Очерки по культуре народов Башкортостана. Уфа, 1994.

Ю.Н.Сергеев.
Другие термины, персоны и определения на "П": 
ПАВЛОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Створ плотины расположен на р. Уфа, в 170 км от устья. Построено в 1959. Полный объем 1411 млн. м3, полезный - 952 млн. м3. Пл. водосбора Уфы в створе гидроузла 47,1 тыс. км2 (89% пл....
ПАЛЕОГРАФИЯ, ист.-филол. наука, изучающая историю письма и старописьм. пам. с целью определения места и времени их создания, авторства и графич. особенностей текстов. П. как отд. дисциплина появилась в Европе в 17 в....
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ, рисунки на стенах пещер, относящиеся к эпохе палеолита (см. Каменный век). На Южн. Урале П.ж. выявлена на стенах пещер Шульган-Таш (Каповой) и Игнатьевской (Ямазы-Таш) близ ст....
ПАЛЛАС Петр Симон (22.9.1741, Берлин - 8.9.1811, там же), естествоиспытатель, географ и путешественник, чл. C.-Петербургской АН (1767). Учился в Германии, Голландии, Англии. В 1767 по приглашению пр-ва прибыл в Россию....
ПАЛЬ Роберт Васильевич (р.15.4.1938, Альшеевский зернос-з Аургазинского р-на БАССР, ныне Первомайский с-з Стерлитамакского р-на РБ), писатель. По оконч. Башкирского государственного университета (1961) работал учителем в Кармаскалинском р-не, в 1962-81 ред....
ПАМФЛЕТ, публицистич. произв. сатирического (часто полемич.) характера, касающееся совр. проблем. Строится на обличении отд. лиц, обществ. строя, политич. партий и т.д. П. свойственна документальность в изложении событий, ирония, преувеличение, противопоставление фактов....
ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, объекты строит. иск-ва, зодчества, являющиеся матер. свидетельством конкретной ист. эпохи, ее идеологии, архит.-строит. культуры и соц.-экон. отношений в об-ве. П.а. могут быть отдельно стоящие здания, относящиеся к гражд....
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, природные объекты, к-рые по науч., культ.-просветит. и ист.-мемориальному значению заслуживают охраны и ухода (водопады, пещеры, старовозрастные деревья, озера, места произрастания редких р-ний)....
ПАНОВ Александр Константинович (р.1.5. 1940, хут. Григорьевка Октябрьского р-на Оренб. обл.), инженер-механик. Д-р техн. наук (1988), проф. (1990). Чл.-корр. АН РБ (1991). Засл. деят. науки БАССР (1990)....
ПАНТЕЛЕЕВ Александр Васильевич (7.4. 1932, Великие Луки - 31.7.1990, Вологда), живописец, график, монументалист, художник театра. Засл. худ. РСФСР (1974) и БАССР (1966). Чл. Союза художников (СХ) СССР с 1956....
ПАНТУХ Борис Израйлевич (р.10.10.1941, г.Рыбинск Ярославской обл.), химик-технолог. Д-р техн. наук (1987). Засл. химик БАССР (1985). Изобретатель СССР (1985). Окончил Ярославский технологич. ин-т (1964), с 1967 нач....
ПАРКИ И САДЫ. Парки (П.) - зем. участки с естеств. растительностью или искусств. насаждениями, аллеями, водоемами, спец. оборудованием, предназначенные для прогулок, отдыха, игр и т.д. В системе озеленения городов дополнением в сети П....
ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ, группа сосудистых р-ний, размножающихся спорами. В РБ произрастает 44 вида П., в т.ч. плаунов 6, хвощей 8, папоротников 30. Среди П. есть равноспоровые и разноспоровые. В респ. из разноспоровых встречается только вод....
ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ. Подготовка парашютистов в БАССР началась в 1934 в Уфим. аэроклубе. Спорт. соревнования проводятся с нач. 50-х гг. В 1950-86 парашютисты респ. установили 31 рекорд мира, преим. в групповых прыжках на точность приземления....
ПАРСА, миниатюрное произв. в стихах или прозе лирич. или филос. содержания. Получила распространение в вост. лит-ре. Поэтич. П. состоит из одной или нескольких строф, близка жанру китга. В нач. 20 в. в баш....
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ человека, науч. дисциплина, изучающая структурные изменения органов и тканей организма, вызванные развитием патологич. процесса. Планомерные науч. иссл. по проблемам П.а. чел. в респ....
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ человека, мед. наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исходов болезненных процессов и компенсаторно-приспособительных реакций в больном организме. Систематич....
ПЕДАГОГИКА, наука о воспитании и обучении человека. Представления баш. народа о воспитании и обучении отражены в фольклоре: эпосе (см. "Урал-батыр", "Акбузат" и др.), в пословицах, поговорках, героич. песнях и сказках (см....
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки пед. кадров. Уч. заведениями края до нач. 20 в. были мектебы и медресе, занятия в к-рых проводили учителя-муллы и их помощники (хальфе). Ин-т хальфов снимал проблему пед....
ПЕДИАТРИЯ, обл. медицины, изучающая анатомию и физиологию детей, причины и механизмы развития дет. болезней, их диагностику, лечение и профилактику. Первые науч. иссл. в области П. относятся ко 2-й пол....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com