Энциклопедия Башкирии → ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА

ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА — ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА в т-ве композиторов Башкортостана представлена песней, романсом, вокальным циклом. Формирование В.м., опирающейся на традиции нар. муз. иск-ва, началось после Октябрьской революции. Ведущим жанром была массовая песня, осн. на маршевых ритмах и интонациях. Создание песенного репертуара связано с деятельностью комп. Х.К.Ибрагимова, М.М.Валеева, Г.С.Альмухаметова. В популярных песнях 1920-30-х "Марш красных рот", "Марш ударников", "Девушка-жница" Ибрагимова, "Белая береза" Валеева выделяется трудовая, колхозная, любовно-лирическая тематика. В песнях "Башмачки", "Зятек" Ибрагимова, "Кукушка" С.Х.Габяши проявились особенности протяжной песенности. Дальнейшее развитие баш. В.м. связано с именами З.Г.Исмагилова, Х.Ф.Ахметова, Р.А.Муртазина, Н.Г.Сабитова, Т.Ш.Каримова, Р.В.Сальманова, Х.Ш.Заимова. В песнях воен. периода (1941-45) на первый план выступает военно-патриотич. тема. Особое место занимают песни-баллады и песни-портреты: "Баллада о черном вороне и молодом охотнике", "Священная война" Ахметова, "О человеке, смотрящем прямо" Валеева; "Генерал Шаймуратов", "Тагир Кусимов", "Байгужа Саитгалин" Исмагилова, "Генерал Белов" Каримова. В 1950-60-е гг. необычайно расширяется тематика произв. баш. комп.: появляются песни о борьбе народов за мир, выдержанные в маршевой манере ("Да здравствует мир" Ахметова, "Мы за мир" Муртазина), о Родине ("Отчизна" Исмагилова, "Родина" Муртазина), о Москве и дружбе с рус. народом ("Привет Москве" Сабитова, "Кремлевские куранты" Ахметова), о радости коллект. труда ("Марш колхозной молодежи" Ахметова, "Песня хлеборобов" Сальманова и др.). Разнообразное решение получает молодежная тема, включающая песни о разл. профессиях, героях труда, целинниках, нефтяниках и др. Таковы "Трактористка Гульбазар" и "Ишимбай" Заимова, "Медсестра Гульсина" и "Песня о нефтяниках" Муртазина, "Провожаю любимого" и цикл песен Ахметова, "Мы едем на целинные земли" Сабитова, "Хлеб целины" Исмагилова. Для них характерна четкая метрическая основа и двухколенность структуры, что сближает их с нар. песнями кыска-кюй. Расцвет В.м. в т-ве баш. комп. был обусловлен расцветом баш. поэзии. На стихи К.Даяна, С.Кудаша, М.Карима, Н.Наджми и др. созданы мн. вокальные произведения. Стилистич. основой лирич. песен послужили баш. протяжные песни узун-кюй, традиции рус. классич. романса и совр. камерно-вокальная музыка. В т-ве Ахметова, Исмагилова, Муртазина формируется баш. классич. романс ("Неси людям солнца свет", "Без тебя жизнь невозможна" Ахметова, "Былбылым" Исмагилова, "Прекрасная страна - родная земля" Муртазина). В воен. и послевоен. период развивается шуточная песня, осн. на традициях аналогичного фольк. жанра такмак. Большую известность получили песни "Котелок", "Чай грузинский, мед башкирский" Исмагилова, "Башкирский кумыс" и "Возвращаюсь со свадьбы" Ахметова, "Попляши-ка, кума!" Каримова и др. В 1960-70-е гг. баш. массовая песня постепенно перерождается в эстрадную песню концертного типа, в развитии к-рой большая роль принадлежит Каримову, Б.М.Гайсину, Р.М.Хасанову. С нач. 70-х гг. в баш. музыку проникают жанры и стили зап. эстрадной музыки: фокстрот, вальс-бостон, танго, буги-вуги и т.п. Активно работают в песенном жанре Хасанов, Р.Х.Газизов, А.Х.Габдрахманов, а с нач. 80-х гг. - А.М.Кубагушев, Р.Р.Зиганов, С.А.Низамутдинов, А.Т.Каримов, Н.А.Даутов, Р.Х.Сахаутдинова (см. Эстрадная музыка и джаз). Первый образец камерно-вок. цикла в баш. музыке появился в 1965. Это "Гляжу в глаза" Сабитова на ст. Карима, наметивший лиро-эпическую линию, к-рая воплотилась в циклах на воен. тематику: "17 баллад" Ахметова, "Сквозь войну" Д.Д.Хасаншина, "Сын земли" Габдрахманова на ст. баш. поэтов; в циклах, воспевающих Родину: "Родная земля" на ст. Карима Исмагилова и цикл на ст. Салавата Юлаева, Ахметов - "Вселенная". Циклы песен об Уфе написаны Сальмановым, Ахметовым. Тенденция к углублению лирико-психологич. образности проявилась в вок. циклах 70-80-х гг.: "Любовь молнии подобна" Ахметова, "Лирическая тетрадь" Хасаншина, "Тростниковая флейта" Зиганова, Даутова на ст. Р.Гарипова, Кубагушева на ст. Г.Рахима и т.д. Появляются циклы на ст. рус. поэтов: Ахметова - "Пушкиниана", "Русская лирика" и "Персидские мотивы" на ст. С.Есенина, цикл на ст. М.Ю.Лермонтова. Традиция обращения к рус. поэзии продолжена в т-ве Низаметдинова: цикл "Записки в альбом" на ст. Лермонтова, романсы на ст. А.Блока и др. Совр. период отмечен обращением к поэтич. лирике заруб. и совр. отеч. авторов (циклы на ст. Г.Лорки и "Из китайской пейзажной лирики" М.Х.Ахметова, "Черновик" на ст. Н.Турбиной Низаметдинова, "Зарисовки" на стихи дет. японских поэтов С.Г.Шагиахметовой). Среди характерных тенденций совр. баш. В.м. - обогащение круга образов, сближение жанра романса с иными жанрами и стилистическое разнообразие.

Лит.: К а р и м о в а С. Камерно-вокальное творчество башкирских композиторов //Музыка композиторов Башкирской АССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.

Г.С.Галина.

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com