История картины Девлеткильдеева "Девочка-башкирка в голубом"

Основоположником башкирского изобразительного искусства, первым профессиональным живописцем был Касим Салиаскарович Девлеткильдеев.

Постановлением Совета Министров Башкирской АССР от 1 апреля 1984 года его имя дано бульвару в Уфе. Бульвар Девлеткильдеева - это новый проезд от улицы Российской на восток до лесного массива.

В Башкирском государственном художественном музее имени М.В.Нестерова сохранилась автобиография художника.

"Родился 11 апреля 1887 года (23 апреля по новому стилю) в Уфимской губернии (сельцо Кугуль) в бедной дворянской семье, - пишет Касим Салиаскарович. - Рано лишился близких и родителей (когда умер отец, мне было всего семь лет). Отец по национальности был татарин, мать - башкирка. Смутно помню свои бесцветно проведенные детские годы, большая часть которых прошла в Уфе, куда переехали потом оставшиеся члены семьи, обремененные нуждой и заботами..."

С ранних лет у мальчика появился интерес к рисованию. Рисовал без всякой системы, все, что попадалось. Восхищение родственников вызвало панно из цветов, которыми Касим расписал печь. Но для мусульманина мечта стать художником была большой смелостью: Коран запрещал. Девлеткильдееву удалось уехать в Петербург и поступить в художественно-промышленное училище только на двадцать втором году жизни. В 1917 году Касим Девлеткильдеев вернулся в Уфу. Уфимский период творчества художника продолжался тридцать лет.

Касим Салиаскарович был первым национальным преподавателем в Уфимском техникуме искусств. Он положил начало портретной живописи в Башкирии. После открытия Уфимского художественного пролетарского музея работал научным сотрудником, участвовал в экспедициях. Во время поездки в 1928 году художник увидел в деревне Усман-Гали девочку-подростка. Он попросил ее позировать. Так родилась его работа "Девочка-башкирка в голубом", которая стала классикой башкирского изобразительного искусства. Она волнует своей неподдельной искренностью и одухотворенностью, правдивостью в передаче народного характера и быта, тонким мастерством акварельной живописи.

Интересную историю рассказала искусствовед Валентина Сорокина: долгие годы героиня этой картины была собирательным образом юной башкирки. Но однажды сотрудники музея имени М.В.Нестерова, проходя по следам экспедиции Девлеткильдеева, познакомились с ней. Это Марьям Юмагуловна Мустафина из Белорецкого района, на момент экспедиции - мать пятерых детей. Она рассказала о встрече с художником:

- Тогда мы жили в деревне Усман-Гали. Родители - на работе, я была в доме одна, когда к нам вошли двое мужчин. Один высокий, худощавый, другой - пониже. Они говорили по-башкирски, а тот, что повыше (это был К.С.Девлеткильдеев), все время шутил. Когда они сказали, что хотят рисовать меня, я очень испугалась, в то время это было необычно, но согласилась посидеть. Сидела на хике в своем нарядном платье, а рядом горкой было сложено приданое снохи - паласы, сыргытыши, стоял деревянный челяк.

Так это и изображено в акварели, написанной в день, которым автор датировал ее, - "2.9.28 г."

Работы Девлеткильдеева экспонировались на ряде московских выставок, на выставке художников России в США.

Художник очень любил цветы. Удачны его натюрморты "Цветы разные", "Ирисы", "Сирень", "Кактусы".

В течение всей жизни у художника сохранялся интерес к портрету. В конце тридцатых годов он написал два портрета - писателя Мажита Гафури и актера Гималетдина Мингажева.

Не только образы деятелей искусства влекли К.С.Девлеткильдеева. В годы Великой Отечественной войны в уфимском госпитале он делает зарисовки с бойцов Башкирской кавалерийской дивизии. Среди набросков - "Боец-отличник", "Муратов" и другие. Емкую характеристику художнику дает искусствовед Г.Кушнеровская:

"Касим Девлеткильдеев жил так же, как писал. Искусство его автобиографично - ни одной фальшивой ноты. Говорили - он был высок, худ. Тонкое лицо, туго обтянутые скулы, нервные длинные пальцы. Интеллигент до мозга костей. Душевное состояние - напряженность. Весь будто "на грани острия". Был бесстрашен. Был одинок. Тяжело, трудно жил. Бережно относился к сестре, находил в ней поддержку, понимание. Был замкнут. Раним. Дружил с немногими художниками - А.Лежневым, А.Тюлькиным. Ходил с ними на этюды. Любил цветы и в последние годы писал их чаще всего...

Творчество и жизнь Девлеткильдеева - завет художникам Башкортостана. Оно учит верности долгу и верности себе, нерасторжимости связей личности и творчества, мужеству и благородству. Оно учит вопрошать жизнь и давать свой ответ на извечные вопросы, нести людям мысль и высокий идеал красоты. Оно учит отваге и стойкости".

В Уфе Касим Салиаскарович Девлеткильдеев жил в тридцатых годах в доме N 7 по улице Ленина, а в конце жизни - в доме N 32 по улице Карла Маркса. Умер 19 января 1947 года.


Оставить комментарий к статье — История картины Девлеткильдеева "Девочка-башкирка в голубом"


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений