Памятники Басырова украшают Башкирию

15 сентября 1927 года родился Зильфат Рауфович Басыров, народный художник Республики Башкортостан, лауреат премии имени Акмуллы. Родом он из Татарстана, учился в Москве, а с 1965 года жил и работал в Уфе. Здесь он создал лучшие свои произведения.

Еще до знакомства со скульптором мне довелось увидеть его памятники - Героям Советского Союза Хакимьяну Ахметгалину в Учалинском районе, Андрею Попову в Бирском, комдиву Ахтяму Бахтизину - в Чекмагушевском районе, башкирскому революционеру Багау Нуриманову в селе Красная Горка.

Нельзя без волнения рассматривать мемориальный ансамбль в Дюртюлях, посвященный чеверевцам, погибшим в боях с белогвардейцами. Идея памятника - несломленный дух, воля, решимость. Из кованой меди скульптор создал памятник, наполненный динамикой, внутренней силой. Перед нами сильное, мужественное лицо молодого бойца в буденновке на фоне знамен. Это собирательный образ бойца революции - суровый и романтичный. И очень кстати высечены на граните строки из стихотворения:

"Мы шли сквозь грохот канонады,

Мы смерти смотрели в лицо."

Теме Великой Отечественной войны, героям, погибшим за Родину, посвящены памятники Зильфата Басырова в Белебее, Давлеканово, в селе Калмашбаш Чекмагушевского района.

И с каждой из работ связаны какая-то история, воспоминания у Басырова.

В Уфе, проходя мимо театра оперы и балета, вы, наверное, обращали внимание на две женские фигуры, изящно выкованные из меди. Это Евтерпа - покровительница лирической поэзии и Терпсихора - покровительница танцев.

Об истории их создания рассказывал сам скульптор:

- Как-то в 1986 году заместитель министра культуры по строительству мне говорит: "Начинаем ремонт оперного театра. Там ведь при строительстве было запланировано много скульптур, как на фасаде, так и в интерьере. Хотелось бы как-то оживить театр. Хотя бы фасад. Для двух ниш на уровне второго этажа нужно сделать две фигуры. Ты подумай".

Я принял предложение и начал работать. Познакомился с архивными материалами, первоначальным проектом театра (Аксаковского народного дома).

Провел подготовительные работы, сделал эскизы и показал их руководству. Они были приняты, но с условием: одна фигура должна быть башкиркой. А из двух фигур муз выбрать одну - мое право: либо Терпсихора, либо Евтерпа. Решение должно быть классическим. Но как объединить практически в одной композиции фигуру мифологическую и фигуру в национальном костюме? Я попытался объяснить, что это ход надуманный. Но убедить начальство мне не удалось. Приехавший через полгода Лев Кербель поддержал мнение верхов, хотя сами эскизы ему понравились. Я понял, что тут словами ничего не докажешь. Необходим другой метод убеждения - пластический, в объеме... Вылепил я три фигуры в пластилине размером 72 сантиметра по вертикали каждая, то есть одну треть будущей фигуры: две из них - музы театра и третья - фигура башкирки. Первая фигура - с лирой, вторая - с маской в одной руке и со свитком в другой. А что дать в руку башкирке? Перебрал все инструменты, как говорится, "от курая до фортепиано". Остановился на цветке курая.

Время было потрачено не зря. Споров более не было. Мое изначальное предложение было принято. Но при этом решили сохранить и фигуру башкирки, правда, для Башдрамтеатра. Красивая получилась фигура и, на мой взгляд, убедительная. Фигуры я вылепил быстро. За лето обе музы были готовы. Началась чехарда с переводом их в материал. Только через шесть лет после долгих и утомительных мытарств и унижений удалось выколотить фигуры из меди и осенью 1993 года установить их.

...Как тепло приняли мою работу люди! Благодарили, желали успехов, беспокоились, как бы не испортили фигуры ночью, ведь время было не самое лучшее... Люди радовались: красота торжествовала на улицах Уфы. Как это было приятно! Но многие даже не заметили изменений на фасаде театра. И как ни странно это покажется, я радовался этому больше всего: значит, фигуры настолько удачно вписались в ниши, что многим казалось, что они были в них изначально. Это было настоящее счастье! Наконец-то и в Уфе появились мои работы. Дай Бог, не последние.

Трудно было Зильфату Рауфовичу создать и первую свою работу - памятник Герою Советского Союза Хакимьяну Ахметгалину, артиллеристу, погибшему совсем молодым под Ригой. Кроме маленького снимка в районной газете, не сохранилось ни одной прижизненной фотографии героя.

Скульптор поехал на его родину, познакомился с матерью, отцом, братом. Постепенно складывался у Басырова его образ. Так в селе Сафарово Учалинского района появился вечно живой земляк Хакимьян Ахметгалин.

"Как же рождаются у скульптора образы?" - спрашивали Зильфата Басырова:

- Как рождаются образы? Кажется, Белинский сказал, "что поэту не дано познать, как рождаются его образы". Говорить о рождении образов трудно. Это зависит от замысла, от хода мыслей. Растет и развивается подспудно, в результате поисков и наблюдений. Иногда даже кажется неожиданно. Но неожиданного не бывает. Это все результат размышлений.

Думаю так: работать над портретом - это умение раствориться в чужой жизни и, собрав все доброе и чистое в нем, выдать на-гора, чтобы он был дивным портретом, душой человека и горел, как солнце, как сердце Данко. Вот как надо работать над портретом. Конечно, в нем будет присутствовать и слабость человека. Если ты настоящий портретист, от этого не уйдешь, если даже глаза не увидят, душа почувствует, а пальцы передадут.

Личная жизнь моих героев меня интересует не тем интересом, не низменным, что есть у мещан, а тем богатством человеческого Величия, что дает мне возможность сделать образ более убедительным, теплым и красивым, и еще раз убедительным, как раз когда ощущаю преемственные связи с далекими предшественниками...

Басыровым созданы портреты исторических личностей: образ народного героя Салавата Юлаева, башкирского просветителя-гуманиста Акмуллы. Их созданию автор отдал много душевных сил, что обусловило проникновенное и теплое звучание скульптуры.


Оставить комментарий к статье — Памятники Басырова украшают Башкирию


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений