В первой половине 19 века Оренбург был центром военно-административного управления башкирами, населявшими Оренбургский край. Оренбургским генерал-губернатором был некоторое время Василий Алексеевич Перовский (1793-1857) - известный военный и государственный деятель.
18 апреля 1836 года он обратился к начальникам башкирских и мещеряцких кантонов. В обращении говорилось, что приезжающие в Оренбург по своей надобности и по службе башкиры и мишари не имеют никакого пристанища в городе... "В отвращение этого неудобства, - писал он, - намерен я приступить к построению общественного постоялого двора, или Караван-сарая, в котором мог бы остановиться со всеми удобствами каждый башкир и мещеряк без всякой платы".
Башкирское население благожелательно встретило это известие и стало делать пожертвования на постройку Караван-сарая.
Сегодня, 18 апреля, в Международный день памятников и исторических мест уместно напомнить об истории создания оригинального и прекрасного сооружения - Караван-сарая, замечательного архитектурно-художественного произведения 19 века.
Тарас Шевченко, сосланный в Оренбург летом 1847 года, писал: "Солнце только что закатилось, когда я переправился через Сакмару, и первое, что я увидел вдали, это было розового цвета огромное здание с мечетью и прекраснейшим минаретом. Это здание называется здесь Караван-сарай, недавно оно воздвигнуто по рисунку Брюллова".
С восхищением отзывался о Караван-сарае политический деятель, публицист Анатолий Луначарский в 1929 году при поездке в Среднюю Азию: "Очень интересен Караван-сарай. Это прекрасное здание с превосходным архитектурным памятником посередине..."
Историко-архитектурное описание памятника зодчества Караван-сарая, построенного силами башкирского народа в Оренбурге, еще 40 лет тому назад дал выдающийся башкирский архитектор, член-корреспондент Академии строительства и архитектуры СССР Б.Г. Калимуллин. 10 апреля этого года ему исполнилось бы сто лет. По постановлению Правительства Республики Башкортостан юбилей Барыя Гибатовича широко отмечался.
В 1966 году Б.Г.Калимуллин, собрав огромный архивный материал, обследовав и сделав замеры здания-памятника, подготовил и выпустил в Москве книгу "Караван-сарай в г.Оренбурге". Книга вышла в серии "Сокровища зодчества народов СССР".
После обращения губернатора Василия Перовского к башкирам от них за короткий срок в фонд строительства Караван-сарая поступили большие денежные средства. Составление проекта поручили выдающемуся петербургскому архитектору А.Брюллову, с которым Перовский был знаком. Проект был закончен в короткий срок и 19 января 1837 года утвержден царем. Строительные работы начались летом 1837 года.
Во время недавней экспедиции в Оренбург мне неоднократно доводилось слышать от местных краеведов, что строили Караван-сарай в равной мере с башкирами представители других национальностей.
Да, в сооружении здания и оформлении участвовали строители других народностей, в первую очередь русские мастера. Но сведений об их количестве Барый Калимуллин не обнаружил. Однако с полной достоверностью утверждает, что изготовление строительных материалов, их транспортировку на площадке и все остальные строительные работы выполняли башкиры. В журнале "Русская старина" за 1896 год сказано: "Все почти постройки производились башкирами, нарочно назначаемыми из полков и кантонов. Необходимый для строений лес сплавлялся из Башкирии по реке Сакмаре башкирами же. Камень и известь также вырабатывались ими в 20 верстах от Оренбурга на Гребенской горе".
Барый Гибатович в книге "Караван-сарай в г.Оренбурге" впервые утверждает, что на строительстве в отдельные месяцы работало более тысячи башкир с лошадьми. Это и понятно, потому что строительное дело, начиная с заготовки материалов и заканчивая самими строительными работами, было издавна знакомо башкирам.
Торжественное открытие Караван-сарая состоялось 30 августа 1846 года. Общая строительная стоимость постройки равнялась 804 914 рублям. Опять-таки эту сумму составляли средства, собранные среди башкирского населения, часть так называемого башкирского капитала, а также деньги, следовавшие в оплату башкирам за перевозку почты.
Архитектурный образ Караван-сарая создавал впечатление традиционного башкирского аула. В комплекс входили основное здание, восьмиугольная с куполом мечеть, минарет. Архитектурный комплекс, связанный с традициями караванной торговли, не имел аналогов в крае.
В Караван-сарае помещались учреждения по управлению башкирами, постоялый двор для приезжих, мастерская и школа для башкир.
Но времена менялись. Военные губернаторы тоже. Караван-сарай отняли у башкир. В нем разместились губернские учреждения. Башкирам оставили лишь две небольшие комнаты для служителей мечети.
Долго и безрезультатно добивались представители башкирского народа возвращения Караван-сарая, исторической святыни. С новой силой зазвучало это требование в революционные дни 1917 года. Башкирский областной съезд Советов в июле вынес постановление: "Караван-сарай, как здание, построенное башкирами, съезд объявляет национальной собственностью башкирского народа".
Председатель Совнаркома Владимир Ленин поддержал идею о возвращении Караван-сарая башкирам. "Караван-сарай до сих пор еще не возвращен башкирам? - спросил он. И тут же сказал: "Надо его скорее отдать". Прочитав подготовленный проект, он вставил между словами "башкирский дом" слово "народный".
В феврале 1918 года нарком Иосиф Сталин подписал декрет о передаче Караван-сарая "в полное распоряжение башкирского трудового народа в лице областного Совета башкир".
В 1920 году в здании был открыт Башкирский педагогический техникум, сыгравший большую роль в создании башкирской народной интеллигенции.
В 1924 году в связи с территориальной отдаленностью Караван-сарая от Башкирии его передали Оренбургской губернии. Ныне в здании размещаются организации области, но мечеть является действующей.
Вопрос о передачи башкирскому народу Караван-сарая Всемирный курултай башкир еще не закрыл.
И в заключение этой статьи небольшое отступление. В 1966 году, будучи сотрудником газеты "Ленинец", я побывал в Оренбурге, ознакомился с Караван-сараем, ужаснулся, как он разрушается. Потом выступил в "Ленинце" со статьей "Исчезающая жемчужина", сослался на только что вышедшую книгу Б.Г.Калимуллина "Караван-сарай в г.Оренбурге", в которой говорилось о ценности памятника зодчества. Реакция была для меня неожиданной. Вскоре приступили к его реставрации. А Барый Гибатович прислал хорошее письмо в редакцию. Накануне столетнего юбилея замечательного архитектора его племянник Аскар Ширгазин сказал, что моя статья из "Ленинца" 40-летней давности сохранилась у деда в архиве.