ЖИВОПИСЬ — ЖИВОПИСЬ. Становление иск-ва Ж. в Башкортостане, впитавшей лучшие традиции рус. Ж. и баш. нар. иск-ва, приходится на сер. 10-х гг. 20 в. и связано с деят-стью первых проф. художников
Ю.Ю.Блюменталя,
К.С.Девлеткильдеева,
М.Н.Елгаштиной,
А.П.Лежнева,
А.Э.Тюлькина. Объединившись в 1913 в Об-во любителей живописи (с 1916 Уфим. худ. кружок), они оказали огромное воздействие на процесс формирования и развития нац. Ж. Годы деят-сти об-ва совпали с пребыванием в Башкирии в 1915-18 основоположника рус. футуризма
Д.Д.Бурлюка, произв. к-рого пробудили интерес местных художников к декоративно-пластич. стороне Ж. Пример тому - работа Тюлькина "Домик на даче" (1919), этюды и пейзажи Лежнева кон. 10- нач. 20-х гг. Развиваясь, как и все сов. иск-во в рамках идеологич. заданности, Ж. 20-30-х гг. в т-ве ведущих мастеров сохранила духовную содержательность образов. Своеобразную поэзию нашел Тюлькин в изображении нефт. вышек, первых колхозн. тракторов. Лежнев создал цикл ист. картин о
Салавате Юлаеве; Блюменталь и
В.С.Сыромятников написали серию типологич. портретов
башкир, многофигурные композиции со сценами нац. быта. Живописными работами 1937 г. "Мажит Гафури", "Актер Мингажев" Девлеткильдеев открыл серию портретов деят. баш. культуры. К док. точному отражению эпохи стремился
И.И.Урядов в своих индустриальных пейзажах. В 1926 в Уфе открылся Баш. гос. техникум иск-в (ныне Уфим.
училище искусств), где преподавали Девлеткильдеев, Л.В.Лезенков (1894-1933), И.Н.Самарин (1893-1936), Урядов, Лежнев, Тюлькин, к-рые подготовили целое поколение живописцев. Среди них Г.А.Амиров (1915-45), В.П.Андреев (1910-55), Р.Г.Гумеров, К.И.Герасимов (1910-55), Р.У.Ишбулатов (1911-67), Г.С.Мустафин (1917-95), А.В.Храмов (1909-79),
Г.Ш.Имашева, Н.А.Русских (1920-79) и др. В 1934 был создан
Союз художников БАССР. К 20-летию Окт. рев-ции состоялась его первая выставка в Уфе.
Во время
Великой Отечественной войны мн. художники уходили на фронт, но худ. жизнь не прерывалась. В 1942-43 в Уфе издавались "Окна ТАСС", прошли выставки "За Родину!". Тема войны пришла в т-во Тюлькина, Лежнева, Урядова, Б.Д.Ежова (1908-79). 2-я пол. 40-х - нач. 50-х гг. стали временем активизации т-ва живописцев, вышедших в довоен. гг. из стен Баш. техникума иск-в. Цикл произв. о баш. нефти создал Андреев. Образ Салавата Юлаева отражен в ист. картинах
П.М.Лебедева и Мустафина, создавшего также цикл портретов деят. баш. культуры. К теме войны обратились Ишбулатов, Храмов. Баш. природу запечатлели в своих картинах Н.Н.Анисифорова (1914-89) и Русских. Стремлением к объемной пластике и декоративной насыщенности цвета отличаются натюрморты, пейзажи и композиции
Т.П.Нечаевой.
А.Э. Тюлькин. "Шиханы под Уфой". 1953.
В сер. 50-х в изобр. иск-ве Башкирии появилась плеяда ярких талантов:
А.Ф.Лутфуллин,
Б.Ф.Домашников,
Р.М.Нурмухаметов,
А.Д.Бурзянцев,
А.А.Кузнецов,
А.В.Пантелеев,
Ф.А.Кащеев,
П.П Салмасов и др., в т-ве к-рых воплотились характерные черты баш. школы Ж. 60-70-е гг. стали временем утверждения жанровой картины. Она вобрала в себя широкий круг тем и привлекла мн. мастеров. В произв. В.А.Позднова, А.Т.Платонова, В.Н.Пегова, Ф.Е.Трофимова отражена ист.-рев. тема. Жизни сел. тружеников посвящены полотна Л.Ф. Мугтобарова, Г.М. Круглова, Ю.Я. Насырова. С позиции гуманизма и нравственности воплотили в своих картинах тему Вел. Отеч. войны А.В.Юдин и
В.П.Пустарнаков. Тема труда стала главной в т-ве Р.Ю.Халитова, В.А.Смагина (1921-87), В.А.Руденченко (1940-85). В жанре портрета работали Р.С.Зайнетдинов, И.Л.Гутин, Руденченко.
У.Г.Мухаметшин. "Портрет Давлеткильдеева". 1981
Яркая страница баш. Ж. этих лет - пейзаж. В произв. Домашникова, Бурзянцева, Салмасова, Пустарнакова он перерастает рамки жанра, обретая характер пейзажа-картины. Уральской природе посв. произв. Позднова, В.Э.Меоса, А.И.Платонова, С.А.Литвинова. Обобщенными геометризированными формами, активным звучанием цвета отличаются индустриальные пейзажи Пантелеева. Поэтически раскрыла тему нар. жизни в жанре натюрморта
А.Х.Ситдикова. Нач. 60-х - отправная точка развития монументальных форм в Ж. (см.
Монументальная живопись). Во 2-й пол. 70-х гг. в Ж. пришло новое поколение художников: У.Г.Мухаметшин, Е.О.Клейменов (1947-92), С.Б.Краснов, С.А.Лебедев, Р.С.Хабиров, Н.Л.Пеганов, Р.З.Харисов, И.И.Фартуков, Е.А.Винокуров, С.К.Дергун, А.Ш.Кашаев, М.Д.Кузнецов, Р.М.Абдуллин, И.Г.Бикбулатов, А.К.Головченко, В.Г.Шайхетдинов и др., творч. зрелость к-рых приходится на 80-е гг. В их произв. отражены духовно-нравств., интеллектуальные перемены в жизни об-ва. Ассоциативное, с нотами публицистичности, иск-во Краснова развивает метод фотореализма. Классич. традиции питают полотна Клейменова, Хабирова.
С.А.Лебедев. "Айгир". 1987
К вечным темам бытия обращаются Мухаметшин и Харисов. Традиции баш. живописной школы своеобразно преломляются в полотнах М.Д.Кузнецова, Лебедева, М.И.Давлетбаева, Г.Л.Пеганова. С кон. 80-х в баш. иск-ве наряду с традициями реалистич. Ж. (Ф.А.Исмагилов, Х.С.Фазылов, А.А.Дворник и др.) развиваются формы авангардного иск-ва. Так, появились творч. группы "Март", "Инзер", "Сары-бия", "Чингиз-хан" (см.
Нереалистические течения в современной живописи РБ).
Лит.: Ч е р в о н н а я С.Т. Живопись автономных республик РСФСР. М., 1978; Изобразительное искусство Башкирской АССР: Альбом. Авт.-сост. Г.С.Кушнеровская. М., 1974; Художники советской Башкирии. Справочник. Уфа, 1979.
В.М.Сорокина.
Другие термины, персоны и определения на "Ж":
ЖАЛОВАННАЯ ГРАМОТА, документ о предоставлении опред. прав или привилегий отд. лицам, группам населения, выдававшийся пр-вом царской России. В Башкортостане первые Ж.г. были получены в ходе присоединения Башкирии к Русскому государству....
ЖАНРЫ ВОСТОЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ исторически сложились в ср. века. Делятся на эпич. (хикаят, кысса, обрамленная повесть, хажнаме, саяхатнаме, латифа, парса, нэсер, шежере, таварих, таржемаи халь и др.) и поэтич....
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ. В транспортной системе респ. на долю Ж.-д.т. приходится 44,4% грузооборота, 29,2% пассажирооборота. Эксплуатац. длина ж.д. общего пути РБ составляет 1325 км, густота широкой сети - 10,5 км (1994)....
ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК, эпоха в истории человечества, к-рая знаменуется началом применения и широким распространением железа. Ж.в. разделяется на два хронологич. этапа: ранний (1 тыс. до н.э. - 3-4 вв. н.э.) и поздний....
ЖДАНОВ Мидхат Хабибрахманович (1.1.1916, д.Ишлы Стерлитамакского у. Уфимской губ., ныне Аургазинского р-на РБ, - 31.7.1992, Уфа), полиграфист. Засл. работник культуры РСФСР (1974), БАССР (1972). Участник Вел....
ЖИВОТНОВОДСТВО, отрасль с. х-ва, занимающаяся разведением с.-х. ж-ных для произ-ва животноводч. продуктов. Ж. обеспечивает нас. продуктами питания (молоко, масло, мясо, яйца и др.), легкую пром-сть сырьем (шерсть, кожа и др....
ЖИЛИЩА ВРЕМЕННЫЕ, жилища на летних стойбищах башкир. Издавна к ним относились юрты классического образца; конические корьевые, лубяные, берестяные шалаши-чумы ; прямоугольные корьевые или плетневые балаганчики;...
ЖУРАВЛЕВ Даниил Арсентьевич (12.12. 1896, с.Баймакский з-д Оренб. губ., ныне г.Баймак РБ, - 16.9.1974, Москва), военачальник, ген.-полковник артиллерии (1944). С 1918 в Кр. Армии, участник гражд., Вел....
ЖУРАВЛЕВА Светлана Евгеньевна (р.7.4. 1960, Ниж. Новгород), спортсменка. Мастер спорта междунар. класса по парашютному спорту (1989). Рекордсменка мира в групповом прыжке на точность приземления с выс....
"ЖУРАВЛИНАЯ ПЕСНЬ", балет Л.Б.Степанова в 3 действиях по мотивам баш. нар. легенды (см. "Звенящие журавли"). Либретто Ф.А.Гаскарова. Оркестровка Е.К.Тикоцкого (Минск). Премьера 1-й ред. - 30 апр. 1944 в Баш....
ЖУХИН Виктор Александрович (13.2. 1902, пос. Узловая Богородицкого у. Тульской губ., ныне Тульской обл., - 1.4.1965, Уфа), патологоанатом. Д-р мед. наук (1942), проф. (1942). Засл. деят. науки БАССР (1949)....