В 60-е гг баш. С. заняла прочное место на зональных, всерос. выставках. В ее ряды влились новые мастера. Значит. вклад в создание портретной галереи внес З.Г. Басыров (р. 1927). Героич. тема в его монументальных произв.: бюст-пам. Герою Советского Союза Х.Ахметгалину в с.Сафарово Учалинского р-на, (иск. камень, 1966), "Комдив Бахтизин", (ков. медь, 1969) - сочетается с лирич. интонациями в жен. портретах ("Лида", мрамор, 1969). Тяготение к лаконичной форме, обобщенному характеру образов свойственно скульптурам С.А.Шутова (р.1925). За станковую работу "Башкирская невеста" (иск. камень, 1969) он удостоен серебр. медали Академии художеств СССР. Это произв. отличает высокохуд. воплощение нац. образа, построенное на умелой стилизации и эстетизации формы. Преобладание ист.-рев., героич. тематики в станковом т-ве Л.В.Кузнецова (1923-92): "Всадники" (гипс тон., 1964), "Красный башкир" (песчаник, 1967) и др. нашло логическое завершение в гл. его произв. - пам. героям революции и гражданской войны в Уфе (бронза, 1976).
"Рая" (дерево, 1964), "Сон" (мрамор, 1975) - наиб. значит. произв. Е.М. Цибульского (1929-76) в обл. портретной и жанровой С. Особняком в этом ряду стоит имя разносторонне одаренного, наделенного большой творч. фантазией худ. М.К.Якубова. Его произв. стилизованы и декоративны, что созвучно их фольк. характеру: "Старый воин" (дерево,1971), "Шурале" (шамот, 1972). В кон. 60-х в баш. пластике обозначилась новая тенденция, связанная с общим развитием сов. С. и обогащающая ее тематич., идейное звучание, - обращение к композиц. С.: "Юбиляры" (дерево, 1967, автор Нечаева), "Прощание" (иск. камень, 1969, автор Шутов) и др. Это нашло продолжение в последующее десятилетие в станковой и особенно в монументальной скульптуре, к-рая в 70-80-е гг. получает широкое развитие. 70-е гг. - время зрелой активности мастеров ваяния старшего поколения.
З.Г.Басыров. "Отдых в пути. Акмулла". (Бронза, 1983).
Продолжая галерею портретных образов, созданных в предыдущие годы, они углубляют образную характеристику и пластич. мастерство. Среди моделей - ист. личности, современники, деят. культуры и иск-ва: портреты нефтяника И.Газиева (чугун, 1979, скульптор Фузеев), Ш.Худайбердина (шамот, 1977, скульптор Нечаева), "Раушания" (дерево, 1977, скульптор Басыров) и др. Серию портретов деят. баш. культуры создал Г.И.Мухаметшин (р.1928): "М.Гафури" (гипс тон., 1974), "Х.Давлетшина" (гипс тон., 1974).
Д.В.Юсупов (р.1938), будучи гл. худ. гор. Октябрьского, принимает участие на респ. выставках. В его произв. "Сказочник из Бурзяна" (керамика, 1976), "Большая семья" (шамот, 1980) воплощены нар. образы, исполненные тепла и юмора. На проф. уровне выполнены работы Ю.Ф.Солдатова (1940) "М.Е.Салтыков-Щедрин" (гранит, 1975) и Ю.И.Устинова (р.1947) "Юноша" (мрамор, 1979). Ярким был дебют Б.И.Замараева (р.1940), скульптура к-рого "Поэт А.С.Пушкин" (гранит, 1974) прозвучала как произв. большой эмоцион. силы и глубины. М.А.Дубровина (р.1929) и Ф.А.Камалова (р.1946) создали ряд портретов и композиций, обратившись к сравнительно редкой для баш. иск-ва технике керамики художественной. Е.А.Лукин (р.1940), преим. работая в обл. станковой и монументальной С., обращается к анималистическому жанру: "Бобер" (1973), "Собольки" (1974) - обе в керамике. Р.А.Петров (р.1939) нашел самобытное пластич. и фактурное решение шамотной массы в своих работах.
Н.А.Калинушкин. "М.В.Нестеров". (Бронза,1986).
80-е гг. характеризуются расцветом баш. пластики. В результате общественно-политич. перемен худ. получили большую творч. свободу. В худ. жизнь вступают молодые авторы, получившие образование в вузах Москвы, Ленинграда, Уфы, продолжают работать ведущие мастера предыдущих поколений, сохраняя творч. активность. Классицистическую тенденцию привнесла в С. Р.Я.Сафаргалеева (р.1949), для произв. к-рой характерны строгость формы, новизна тем и композиционных приемов: "Фантазия - экспромт Шопена" (шамот, 1980), "Весна прифронтовая. Элегия" (бронза, 1985). От традиционных портретов постепенно пришел к созданию произв. аллегорич. звучания Х.М.Хабибрахманов (р.1948), что нашло воплощение в его гл. работе - монументальном оформлении музея Салавата Юлаева в с.Малояз Салаватского р-на (1984). Здесь им выполнены 4 бронз. фигуры, отражающие разл. грани образа нар. героя. Участницей наиб. кр. всерос. и респ. худ. выставок стала В.Г.Кузнецова; наделенная самобытным талантом, она работает в обл. монументально-декоративн. С. и пластики малых форм, избрал в осн. материалом для последних шамот и фаянс, в них проявилось совр. прочтение ею традиций рус. малой пластики. Мир ее героев целостен, гармоничен и несет в себе идеалы жизнелюбия и добра. Т-во Н.А.Калинушкина универсально: станковая, монументальная С., медальерное иск-во, графика. Пластич. язык его произв. развивается по пути все большего осовременивания, стилизации формы, в посл. годы испытывает влияние иск-ва садово-парковой скульптуры. С 1989 под рук. Калинушкина в Уфе проходят респ. симпозиумы по С., во время к-рых созданы парковые ансамбли у Республиканского русского драматического театра и ДК машиностроителей в Уфе. Будучи пед. худ.-графич. ф-та Башкирского государственного педагогического института, Калинушкин воспитал плеяду учеников, среди к-рых Я.М.Ахметов (1952-85), М.Р.Халилов (р. 1952), И.Г.Гилязев (р.1956), В.Г.Лобанов и Ф.С.Нуриахметов, чьи работы отличает метафоричность, условность трактовки формы, преобладание сюжетного начала.
Лит.: Скульптура Башкортостана: Каталог 1-й республиканской выставки. Авт. вступ. ст. и сост. И.Н.Оськина. Уфа, 1996.
В.М.Сорокина.
На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.
Возрастной рейтинг 16+
Реклама: manager@ufa-gid.com
Редакция: admin@ufa-gid.com
"УФА-ГИД" © 2014 - 2024