Что связывало Эйзенштейна с уфимцем Кадомцевым?

Имя режиссера Сергея Михайловича Эйзенштейна (родился 22 января 1898 года - умер 11 февраля 1948 года) обычно связывают с кинофильмом "Броненосец Потемкин". Премьера его состоялась 18 января 1926 года в кинотеатре на Арбатской площади в Москве. Здание кинотеатра было превращено в модель броненосца. Перед началом театра появился горнист и играл сигнал восстания: "Присоединяйтесь к нам!"

"Броненосец "Потемкин" впоследствии был признан лучшим фильмом всех времен и народов. Судьба "Броненосца" была триумфальной, трагической и легендарной. В одних странах фильму рукоплескали, принимали его с восторгом, в других, боясь его взрывной силы, запрещали, уродовали, прятали от народа. А он продолжал свой рейс.

Казалось бы, какое отношение имеет Сергей Эйзенштейн и его фильм "Броненосец "Потемкин" к уфимцам.

Оказывается, самое непосредственное. Многим известна семья революционеров Кадомцевых. В Уфе есть даже улица Братьев Кадомцевых. В Москве одна из улиц носит имя Эразма Кадомцева. Революционер, участник Гражданской войны долгое время жил в столице. Ему довелось находиться и на хозяйственной работе, вроде бы и не свойственной ему.

Вот что сказано было о Эразме Кадомцеве в газете "Неделя" в январе 1965 года:

"Из славной семьи революционеров Кадомцевых уцелел лишь Эразм Самуилович. До последнего дня Гражданской войны он сражался на фронтах. В 1922 году его ввели в состав коллегии ВЧК-ОГПУ. Потом ему предложили возглавить Госкино. Зарождавшееся советское киноискусство переживало тяжелую пору. Не хватало оборудования, пленки. На киностудиях и фабриках хозяйничали нэпманы. Нужно было, по выражению Дзержинского, срочно очищать от саботажников "гнездниковские конюшни" (он имел в виду Центркино, здание которого находилось в Малом Гнездниковском переулке).

В начале 1923 года Эразм Самуилович впервые переступил порог этого учреждения. Собрал сотрудников:

- Моя фамилия Кадомцев. Я большевик. Давайте вместе заниматься кинематографией.

Он предложил несколько тем для будущих фильмов. Один из них - "На крыльях ввысь" о советских летчиках, героях Гражданской войны - взялся снимать кинорежиссер Б.А.Михин. Вскоре фильм вышел на экраны и пользовался успехом. А год спустя молодой режиссер Сергей Эйзенштейн поставил фильм, вошедший в золотой фонд советского кино, - "Броненосец "Потемкин". Еще на Таммерфорсской конференции Эразм Кадомцев узнал подробности подвига потемкинцев и много лет мечтал о достойном воплощении его в искусстве".

Мечта сбылась, когда он фактически являлся тем командиром, который штурмовал кинокрепость в самый сложный период - в дни новой экономической политики. На встрече с киноработниками Анатолий Васильевич Луначарский сказал тогда, отмечая первые успехи Госкино, что они получили только третью часть Кадомцева, так как тот одновременно занимал еще две ответственные должности: члена коллегии ОГПУ и начальника Автопромторга.

Вот так и сошлись пути-дороги режиссера из Риги Сергея Эйзенштейна и революционера из Уфы Эразма Кадомцева. Говоря словами кораблестроителей, они вместе выпускали со стапелей фильм "Броненосец "Потемкин", отправляя его в рейс бессмертия.

Поскольку наш рассказ приурочен ко дню рождения Сергея Эйзенштейна, напомним его биографию. Родился в Риге в семье архитектора. Учился в Петроградском институте инженеров. Воевал в Гражданскую войну. Работал в театре. В 1924 году пришел в кино.

Каким он был в жизни, вспоминал народный артист СССР Михаил Ромм: "Всякий, кто встречался хоть на несколько минут с Эйзенштейном, немедленно и неотвратимо попадал под его обаяние. Умные, живые, насмешливые глаза под огромным лбом Сократа притягивали к себе с какой-то совершенно особенной силой. Эйзенштейн был почти всегда спокоен и почти всегда ироничен. Разговор с ним доставлял величайшее наслаждение. Эрудиция его поражала.

Эйзенштейн обладал необыкновенной способностью заставлять собеседника говорить на самые основные, глубокие темы. Он как бы вытаскивал из вас мысль, которая, может быть, дремала бы, умерла бы вовсе не вскрытой, если бы не разбудил ее Эйзенштейн.

Вот так же он разбудил и всю советскую кинематографию. Своим "Броненосцем" он первый сказал нам, сказал всему миру, кто мы и на что способны".

Последние крупные работы Сергея Эйзенштейна - кинофильмы "Александр Невский", "Иван Грозный".


Оставить комментарий к статье — Что связывало Эйзенштейна с уфимцем Кадомцевым?


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений