Клятву верности театру сдержал

В Октябрьском районе Уфы, в Сипайлово, есть улица и переулок Станиславского, названные так 13 ноября 1956 года.

Жителям этих мест, которые не знают, в честь кого названы улица и переулок, где они живут, можно напомнить кратко: Станиславский (Алексеев) Константин Сергеевич (1863-1938) - русский актер, режиссер, театральный педагог, основатель и руководитель Московского художественного театра, народный артист СССР.

Сегодня есть возможность рассказать о нем поподробнее. Ведь завтра, 17 января, день рождения Константина Сергеевича. Он появился на свет в 1863 году в Москве. Родители его принадлежали к прогрессивным торгово-промышленных кругам, их близкими знакомыми были крупнейшие деятели русской культуры, такие как Павел Третьяков, один из основателей Третьяковской галереи, Алексей Бахрушин, Савва Мамонтов.

Константин Станиславский выступал актером-любителем еще в детстве, на домашней любительской сцене. Особенно удавались ему комедии. Образовался кружок театральных любителей, который назвал себя Алексеевским. Ставились популярные оперетты. С ними выступали на подмосковных сценах. Начинающий актер сыграл в спектаклях московского Общества искусства и литературы роли Барона ("Скупой рыцарь" Пушкина), Фердинанда ("Коварство и любовь" Шиллера). Пора было актеру подумать о псевдониме, и Константин Алексеев стал Станиславским в память уважаемого им другого актера-любителя.

Большим событием в театральной жизни Москвы стала режиссерская работа Станиславского - постановка комедии "Плоды просвещения" Л.Н. Толстого. Станиславский встал в первые ряды мастеров русской сцены. За его творчеством внимательно следил Владимир Немирович-Данченко, драматург, режиссер и театральный педагог. Он обратился к Станиславскому и предложил создать новый театр. Они встретились в "Славянском базаре" и в течение 18 часов подряд обсуждали интересующие обоих проблемы. Это произошло в 1897 году. Тогда же Владимир Немирович-Данченко предложил назвать новый театр Московским художественным.

Мария Федоровна Андреева писала в своих воспоминаниях: "Люди, пришедшие на работу в Московский художественно-общедоступный театр, решили опрокинуть не только старые традиции сценической условности - внести в свои постановки и игру сценическую правду и реализм, но и уничтожить унизительное мнение об актере, об актрисе... Инициатором всего этого нового, еще не виданного до тех пор в театре отношения к людям, к себе самому, к своему труду и общей работе был Константин Сергеевич".

Вскоре труппе предоставили довольно просторный сарай в дачной местности поблизости от Пушкино. Там репетировали, выстраивали мизансцены, работали с актерами индивидуально. Поскольку прислуги не было, все делали сами. Однажды дежуривший Константин Сергеевич оставил всех без чая, насыпав горящих углей в самовар без воды...

Свою работу в новом театре артисты именовали высоким словом "служение", подчеркивая тем самым, что это для них не смысл существования.

И главное:

- Мы протестовали и против старой манеры игры, и против театральности, и против ложного пафоса, декламации, и против актерского наигрыша, и против дурных условностей постановки, - вспоминал Станиславский, - декораций, и против премьерства, которое портило ансамбль, и против всего строя спектаклей, и против ничтожного репертуара тогдашних театров. В тот момент ставилось на карту все наше артистическое будущее. Мы должны были во что бы то ни стало иметь успех.

28 октября 1898 года распахнулся занавес и прозвучали первые слова трагедии А.К.Толстого "Царь Федор Иоаннович" в постановке К.С.Станиславского. Надежды Станиславского и Немировича-Данченко оправдались. Родился Московский художественный театр, о котором они мечтали.

Однажды на спектакль "Царь Федор Иоаннович" приехал Савва Морозов. Он пришел в восторг от постановки и решил помочь театру. На его средства в Камергерском переулке было сооружено превосходное здание.

Подлинное рождение Московского художественного театра и вместе с ним нового направления в искусстве связано с постановкой "Чайки" А.П.Чехова в 1898 году. За ней последовали другие этапные спектакли "Дядя Ваня", "Три сестры", "Вишневый сад".

Через Антона Павловича Станиславский сблизился с Максимом Горьким. Большим успехом на сцене театра пользовались его спектакли "На дне", "Мещане". Позднее Горький писал Станиславскому: "...Видя таких людей, как Вы, веришь крепче в будущее родины и любишь ее горячей".

Константин Сергеевич выступал в театре не только в качестве режиссера. Его актерский талант проявился в разнообразных сценических образах. Все это позволило ему в 1900 году создать свое учение о творчестве актера, известное под название "системы Станиславского" - учение об актерской технике и методе работы над пьесой и ролью. "Система Станиславского" стала и остается путеводной звездой для многих поколений театральных деятелей.

С волнением и гордостью встретил К.С.Станиславский Октябрьскую революцию. Спектакли, созданные им в советское время, отличались не только глубиной и оригинальностью, совершенством сценического воплощения, но и социальной заостренностью.

- Нужно раскрывать народу глаза на идеалы, самим народом созданные, - говорил он.

Вот что рассказывают очевидцы о последнем выступлении Константина Сергеевича на сцене театра.

Московский художественный театр праздновал свое 30-летие 29 октября 1928 года. В зрительном зале театра собрались тогда его многочисленные друзья и поклонники. Было сказано много теплых и искренних слов юбилярам, было много цветов, поздравлений и крепких рукопожатий. Актеры и зрители были одинаково торжественны и взволнованы. После юбилейного спектакля состоялось представление первого акта пьесы А.П.Чехова "Три сестры". В гостиную дома сестер Прозоровых - Маши, Ирины и Ольги - в последний раз вошел подполковник Вершинин - К.С. Станиславский. Затянутый в военный мундир, подполковник Вершинин начал проникновенно говорить о будущей жизни: "Через 200-300 лет жизнь на земле будет невообразимо прекрасной, изумительной. Человеку нужна такая жизнь, и если ее нет пока, то он должен предчувствовать ее, ждать и мечтать, готовиться к ней, он должен для этого видеть и знать больше, чем видели и знали его дед и отец".

После спектакля у Константина Сергеевича случился серьезный приступ сердечной болезни. На сцену он уже не смог вернуться. Но сценическая деятельность была только одной из сторон многообразной деятельности этого талантливейшего человека. Гениальный преобразователь театрального искусства, он не мог считать законченным дело, которому посвятил всю свою жизнь. Еще более сосредоточенно, беззаветно и щедро он стал передавать свой опыт многочисленным ученикам.

А опыт Станиславского - это его жизнь в искусстве и для искусства. "Как золотоискатель, - писал К.С. Станиславский в книге "Моя жизнь в искусстве", - я могу передать потомству не труд мой, мои искания и лишения, радости и разочарования, а лишь ту драгоценную руду, которую я добыл".

В 1938 году состояние здоровья Константина Сергеевича ухудшилось. 7 августа он умер от паралича сердца. Его соратник и друг Владимир Немирович-Данченко находился в это время во Франции. Но он сумел приехать. Встретил траурную процессию у Новодевичьего кладбища. И сказал:

- Станиславский имел гениальную способность вести за собой, вести так, что человек действительно отдавался искусству целиком.

В основе "системы Станиславского" лежит его завет о том, что задача театра не забавлять, а воспитывать зрителя, делать его чище, умнее, полезнее для общества. Новые поколения актеров и театральных деятелей страны, в том числе и таланты Башкортостана, бережно хранят и развивают творческое наследие Константина Станиславского.


Оставить комментарий к статье — Клятву верности театру сдержал


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений