Лучшая картина Левитана находится в Уфе

В Демском районе Уфы 13 ноября 1956 года появилась улица Левитана, образованная из бывших улиц Ворошилова и Сталина.

Исаак Ильич Левитан родился в бедной еврейской семье 30 августа 1860 года. Он рано остался круглым сиротой и испытал крайнюю нужду, голод и холод. Славы и достатка он достиг к 30 годам, но неизлечимая болезнь сердца вскоре свела его в могилу (Левитан умер в 40-летнем возрасте четвертого августа 1900 года).

Талант Левитана стал раскрываться в Московском училище живописи, где он учился у крупных художников А.К.Саврасова и отчасти В.Д.Поленова, заложивших основы русской пейзажной живописи.

Уже в своей первой работе "Осенний день. Сокольники", попавшей в Третьяковскую галерею, молодой художник сумел поэтично передать свое настроение в простом пейзажном мотиве. С появлением на передвижных выставках таких картин, как "Тихая обитель", "У омута", "Владимирка", "Над вечным покоем", Левитан становится крупнейшим пейзажистом в русском искусстве второй половины 19 века.

Этюды с натуры, при всей их выразительности, а иногда и законченности, служили Левитану лишь материалом, который подвергался решительной переработке при создании обобщающего образа природы в картине.

В зрелых произведениях художника "Золотая осень", "Март", "Свежий ветер", "Озеро. Русь", написанных в 1895-1900 годах, очеловеченная природа живет то радостной и бодрой, то грустной или тоскующе-печальной.

Мы порой забываем о том, что в наших музеях, например, в Башкирском государственном художественном музее имени М. Нестерова, хранятся картины замечательных художников. Вот что рассказывает искусствовед А.Алабужев:

"Башкирский художественный музей обладает ценной и довольно обширной по количеству коллекцией произведений Исаака Ильича Левитана. Самая ранняя работа - пейзажный этюд "К вечеру. Река Истра". Он выделяется среди других этюдов солнечностью красок, жизнерадостным настроением. Небольшая речка с прозрачной и спокойной, как зеркало, водой отражает чистое, безоблачное небо. Прибрежные кусты, луга, пологие холмы вдали переданы нежной, ласкающей глаз зеленью. Небольшая картина полна тишины и поэзии тихого летнего вечера. Этот этюд имеет одну особенность: небо в нем передано чистым картоном, совсем не тронутым краской. Его светло-желтый цвет настолько напоминает цвет вечернего неба, что зритель не сразу замечает этот прием художника".

Михаил Васильевич Нестеров рассказывает о тех обстоятельствах, при которых Левитан подарил ему этюд "К вечеру. Река Истра": "В эти последние годы жизни Исаака Ильича (вторая половина 90-х годов), наезжая в Москву, я часто виделся с ним. В это время мы обменялись этюдами. Лучший из них находится в уфимском музее..."

Интересен и другой этюд - "Лесная сторожка". Это типично "левитановский" пейзаж. Пасмурный день, серое в облаках небо, вблизи - рощица, бревенчатая крестьянская избушка и сарай. Все изображено очень тонко в цветовом отношении, передано состояние погоды, влажность воздуха. Этот этюд поступил в музей от Московской закупочной комиссии. "Лесная речка" изображает поляну, окруженную густыми зарослями. На другом берегу реки - лес. Чтобы передать сумрак леса, художник применяет темно-зеленый колорит, краски приглушены, имеют матовую поверхность.

Одна из работ Левитана вызывает у зрителей особый интерес, так как написана в необычном для художника жанре. Это портрет Н.П.Панафидина (1891). Левитан писал портреты и раньше, но он никогда не давал их на выставки. На полотне изображен пожилой мужчина со спокойным, несколько усталым лицом. Николай Павлович Панафидин - дядя близкой знакомой Чеховых и Левитана Лидии Стахиевны Мизиновой (Лики). Осенью 1891 года Лика и Левитан были в селе Курово-Покровское близ города Затишье Тверской губернии. Там художник и написал портрет Панафидина.

Чрезвычайно интересен натюрморт "Цветы". Натюрморты Левитана, как и пейзажи, отличаются простотой и поэтичностью, тонкостью колорита и изяществом рисунка. Натюрморт "Цветы" выдержан в зеленой гамме с фиолетовым и черным. Темные цветы, пышные листья выглядят естественно и живо на белой скатерти.

Хранятся в нашем музее и две акварели Левитана: "Лунная ночь" и "Березовая роща", написанные в 1890-е годы. В них он стремится к легкости и воздушности цвета, придает пейзажу ту же лиричность, что и в этюдах маслом. А вот еще одна левитановская работа - этюд "В Крыму. Зима". Он сразу обращает на себя внимание легким, серовато-голубым колоритом. Живо и непосредственно изображены деревья, покрытые пушистым снегом, сакля, пастбище. Вдали крымские горы, окутанные сиреневой дымкой, а над ними безоблачное светло-голубое небо.


Оставить комментарий к статье — Лучшая картина Левитана находится в Уфе


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений