Он артистом был...

Никто не знает, сколько мемориальных досок установлено в Уфе. Они, как грибы после дождя, возникают на зданиях, а потом, как по мановению чьей-то волшебной палочки, исчезают навсегда.

На улице Коммунистической, на жилом доме 75/1, в 1989 году установили мраморную мемориальную доску с текстом на башкирском и русском языках:

"В этом доме в 1957-1979 гг. жил заслуженный артист РСФСР Сыртланов Рим Султанович".

Так отметили десятую годовщину со дня смерти замечательного артиста. Он умер 13 сентября 1979 года. А родился Рим Султанович Сыртланов 4 сентября 1908 года, ровно сто лет тому назад.

На торжественной церемонии открытия мемориальной доски выступали артисты, друзья, родственники. Они напомнили вехи биографии народного артиста. Оказывается, настоящее имя и отчество Сыртланова - Рахимья Султангареевич. Родился он в деревне Сыртланово бывшего Белебеевского уезда, ныне Буздякского района. И кроме звания заслуженного артиста РСФСР есть у него звания народного артиста и заслуженного артиста БАССР. Театральная карьера началась у Рима Сыртланова после окончания театрального отделения Башкирского техникума искусств. Правда, в труппу Башкирского академического театра драмы он поступил еще во время учебы в 1928 году, да так и остался в театре до 1972 года. За свою долгую творческую жизнь Рим Султанович сыграл более двухсот ролей. Все их трудно перечислить. Назовем некоторые: Отелло и Кассио в "Отелло" Шекспира, Басманов в "Борисе Годунове" Пушкина, Держиморда в "Ревизоре" Гоголя, Астров в "Дяде Ване" Чехова, Кнуров в "Бесприданнице" Островского.

Талант Рима Сыртланова в полную меру раскрылся и в башкирской драматургии. Достаточно упомянуть Юлая в "Хакмаре" Сагита Мифтахова, Закира в "Черноликих" Мажита Гафури, Чапаева в постановке "На берегу Белой" Рашита Нигмати, Шавкатова в "Одинокой березе" Мустая Карима, Фарукшу в спектакле "Матери ждут сыновей" по пьесе Асхата Мирзагитова. В кинофильме "Салават Юлаев" Рим Султанович снялся в роли Бухаира.

Оценку творческой деятельности Р.С.Сыртланова дал в своих газетных публикациях театральный критик Суюндук Саитов. Артист был всесторонне развит. Разбирался в психологии искусства. Был знатоком Достоевского и Горького. Как признавался сам Сыртланов: "Если у Максима Горького четкость в социальной обрисовке героя, то Достоевский помогает мне своим изумительным умением проникать в тайники человеческой психики..." Любил музыку Мусорского, Прокофьева, Шостаковича, Стравинского.

"Тревожная, глубоко драматичная, поднимающаяся до трагического величия музыка Мусорского и Шостаковича, - говорил он, - заставляет - да, заставляет! - искать в характерах внутренний драматизм, без которого нет образа".

Увлечение и литературой, и музыкой способствовали успехам Рима Сыртланова в сценической работе.

Артист не искал только выигрышных, положительных героев для своих ролей. Суюндук Саитов вспоминает, как в начале 1950 года Мустай Карим написал драму "Одинокая береза", в которой вывел образ злополучного колхозного председателя Мырзыхана Шавкатова. Писал поэт своего незадачливого героя для Арслана Мубарякова. Но великий артист не захотел играть явно невыигрышную, на его взгляд, роль, не совпадающую с его героическим театральным амплуа. Он выбрал другую роль - всеобщего любимца и победителя в социалистических соревнованиях Арсланова. "Плохого" играл Рим Сыртланов. Сыграл так, что образ председателя Шавкатова в спектакле стал первым в нашем искусстве знаком протеста общества против вождизма, узурпации народной власти большими и маленькими начальниками, против отхода человека от свободы и демократии.

В связи с этим уместно вспомнить и другую отрицательную роль артиста - председателя волисполкома Магсума Тактабашева из комедии Наки Исанбета "Портфель". По идее пьеса вскрывала "отдельные недостатки", высмеивала отдельных "разложившихся" представителей советской власти. На деле же спектакль и персонаж Рима Сыртланова представили картину антинародной сущности государства того времени. Старая крестьянка Бадрия в спектакле отозвалась о нем, как о "пожирающем и землю, и сады, и страховку, и кооператив, и моих кур, и собственные комитеты!"

Конечно, не каждый начальник был доволен такими спектаклями, но было тогда время "оттепели", и приходилось мириться.

Вот так социальная критика, смех в театральных постановках помогали в какой-то мере в обновлении общества. Немалую долю внес в это и народный артист Рим Султанович Сыртланов. Его заслуги в театральном искусстве были отмечены двумя орденами "Знак Почета".

Сегодня, в день столетия Р.С.Сыртланова, у памятной доски на доме, где он жил, как всегда, появятся живые цветы. А мы напомнили читателям - в честь кого установлена только одна из многочисленных мемориальных досок столицы.


Оставить комментарий к статье — Он артистом был...


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений