Только трем женщинам Башкортостана было присвоено высокое звание народной артистки СССР. О Зайтуне Насретдиновой, артистке балета, и Гюлли Мубаряковой, актрисе театра, мы уже рассказывали читателям.
Сегодня 100 лет со дня рождения народной артистки СССР Зайтуны Исламовны Бикбулатовой. Она родилась 28 мая 1908 года в деревне Сафарово ныне Чишминского района. Природа там изумительно красива. В долинах речки Карамалы растут черемуха, смородина, в лесах - дуб, береза, осина и другие деревья. Воздух чистый. Сафаровцы не по картинам знают диких коз, лисиц, барсуков, горностаев. А уж лоси, зайцы, суслики, хомяки да тушканчики - завсегдатаи этих мест.
Немало талантливых людей взрастила благодатная сафаровская земля. Среди них и Зайтуна Бикбулатова, которой, к сожалению, сегодня нет среди нас. Она умерла 23 февраля 1992 года.
З.И.Бикбулатова имела почетные звания народной артистки СССР и РСФСР, заслуженной артистки России и Башкортостана, лауреата Государственной премии РСФСР имени Константина Станиславского и премии БАССР имени Салавата Юлаева. К этому следует причислить и ее ордена - Трудового Красного Знамени и "Знак Почета".
А начинался творческий путь актрисы в 20-е годы. Молодому Башкирскому государственному театру драмы (ныне Башкирский государственный академический театр драмы имени Мажита Гафури) остро требовались кадры. Поэтому в 1926 году в Башкирском техникуме искусств открывается театральное отделение. Туда и поступает учиться талантливая девушка Зайтуна Бикбулатова из башкирской деревни Сафарово. Поскольку актеров не хватало, первокурсница Зайтуна выступает на сцене в роли Гульгайши в пьесе Мухаметши Бурангулова "Башкирская свадьба". Роль удалась. 5 июня 1927 года автор рецензии на спектакль в газете "Башкортостан" отметил игру молодой актрисы: "Держалась на сцене очень уверенно, сумела художественно воплотить поведение, привычное для сельских детей".
Доброе слово окрылило Зайтуну Бикбулатову. На третьем курсе она уже участвует в спектакле по пьесе "Без вины виноватые" Островского и др. В 1930 году Зайтуну Исламовну вместе с другими выпускниками курса принимают в труппу Башкирского государственного театра драмы. На сцене известного театра она становится самой значительной артисткой, исполнительницей главных ролей: Анны Карениной и Любови Шевцовой, Дездемоны и Лоуренсии, Марии Ульяновой и Амалии... Трудно перечислить все роли, которые сыграла Зайтуна Бикбулатова. Но у нее и простая башкирка Айхылу, и знаменитая дочь венецианского дожа Дездемона близки по своим чувствам, характеру, душевной чистоте.
Почти 20 лет выходила Зайтуна Исламовна на сцену в роли Дездемоны. Это редкий случай в жизни артистов.
В годы Великой Отечественной войны ей довелось полгода работать в составе фронтовой артистической бригады, выступать перед бойцами Башкирской кавалерийской дивизии. Может быть, эти выезды на фронт помогли ей в какой-то мере мастерски исполнить в 1947 году роль Любы Шевцовой из инсценировки по роману Александра Фадеева "Молодая гвардия".
На сцене Русского драматического театра (ныне Государственный академический русский драматический театр Башкортостана) Зайтуна Бикбулатова, выдающаяся башкирская актриса, с большим мастерством сыграла главную роль в спектакле "Анна Каренина" по одноименному роману Льва Толстого. Газеты писали: "Обличая основанное на ложной морали общество дворян и чиновников, выражая ненависть к нему, изображая с помощью щедрых мастерских приемов богатые человеческие качества Анны, ее большое материнское сердце, сильное чувство любви, актриса вызвала у русских зрителей теплое чувство к своему исполнению".
Интересно заметить, что роль матерей Зайтуна Исламовна исполняла в более чем 20 спектаклях.
Сейчас уже редко вспоминают, что на башкирской сцене она впервые воспела подвиг Марии Александровны Ульяновой. Конечно, это издержки времени. Но в театральной летописи не исчезнут такие роли Бикбулатовой, как Толгонай в спектакле по повести Чингиза Айтматова "Материнское поле", Зейнаб ("Седые волосы моей матери" Асхата Мирзагитова), Старшая мать ("И судьба - не судьба" Мустая Карима).
Исполнение роли Танкабики в спектакле по пьесе Мустая Карима "В ночь лунного затмения" критики считают высшим достижением Бикбулатовой в ролях из национальных произведений. За успешное воплощение образа Танкабики в 1967 году она была удостоена Государственной премии РСФСР имени Константина Станиславского. В этой роли актрисе удалось проявить лучшие черты своего дарования: глубокий драматизм, эмоциональность, тонкий психологизм.
А впереди у нее были новые высоты.
В 1976 году за исполнение роли Бибисары в пьесе Асхата Мирзагитова "Матери ждут сыновей" З.И.Бикбулатова удостоена Республиканской премии имени Салавата Юлаева.
Спектакль этот посвящен вечной теме Великой Отечественной войны. Драматург показал в пьесе сильных характерами людей, которые подвергаются тяжелым физическим и моральным испытаниям. Сцены наполнены пафосом героизма и трагизма. Очень рельефно нарисованы женские характеры, женские судьбы. Образы Бибисары и Хафизы создали талантливые актрисы Зайтуна Бикбулатова и Гюлли Мубарякова. Их отточенное актерское мастерство нашло в этом спектакле яркое выражение.
Полюбилась народная артистка зрителям Башкортостана. Замечательная башкирская балерина Гузель Сулейманова сказала однажды: "Я поражаюсь и, видимо, всегда буду восхищаться не только глубиной перевоплощения Бикбулатовой, но, пожалуй, прежде всего ее актерской техникой, той завершенной точной формой, в которую отливается ее вдохновение... Видите, чисто профессиональное любопытство. Но одна улыбка Бикбулатовой - это целое откровение".
Зайтуна Исламовна не отрывала свою судьбу от истории башкирского театрального искусства, родного театра. В 1977 году она с гордостью писала:
"Каждый народ талантлив и может проявить себя в любом виде искусства. Но у башкир до Великого Октября не было театра.
Прошли лишь считанные десятки лет - и у нас выросли замечательные мастера сцены. Академический театр драмы имени Мажита Гафури удостаивался высокой чести выступать на сценах Москвы, и высокой зрительной оценкой его успеха там звучал у театрального подъезда вопрос: "Нет ли лишнего билетика?.."
Пусть и дальше будет так!