Выбор Мусы Джалиля

Поэзия Мусы Джалиля звучит почти на всех языках планеты.

"Мы благодарно думаем о татарской нации, сыном которой является Муса Джалиль, - пишет Мустай Карим. - Она вложила накопленные веками свои душевные драгоценности в сердце сына. И тот не растерял их. Муса Джалиль стал одной из вершин национального величия и национальной гордости татарского народа. Именно такие представляют, как полномочные послы, свою нацию во всемирном духовном общении народов и племен. По ним судят люди мира о разуме и сердце народа, породившего его".

...В бескрайних оренбургских степях затерялась небольшая татарская деревушка Мустафино. Здесь 15 февраля 1906 года шестым ребенком в семье малоземельного крестьянина Мустафы Залилова родился будущий поэт Муса Джалиль. Детство его прошло в родной деревне. Муса с детства любил читать. Особенно нравились ему стихи Габдуллы Тукая, рассказы и повести Мажита Гафури.

В 1913 году семья переезжает в Оренбург.

События Гражданской войны стали новой вехой в биографии. Весной 1919 года он стал учащимся средней школы. Оренбург жил фронтовой жизнью, город был в кольце дутовских банд. Люди напрягали силы, чтобы выдержать жестокую осаду.

Боевым органом Туркестанского фронта была газета "Кызыл Юлдуз" ("Красная Звезда"). Встреча башкирского поэта Даута Юлтыя с тринадцатилетним Мусой Джалилем произошла в редакции газеты "Кызыл Юлдуз". В этой газете было опубликовано первое его стихотворение "Счастье". Даут Юлтый говорил об этом стихотворении: "Вы обратили внимание, как решает мальчик - герой стиха извечную проблему счастья? По исламу, счастье только в раю, после смерти. А у него счастье - борьба за свободу. Гибель в бою за народное счастье. Молодец, Муса, верно думаешь, верно пишешь".

Прошли годы. Муса Джалиль окончил учебу на рабфаке в Казани и вернулся в Оренбург. Это была пора первых произведений, не всегда они были удачными.

После постановки на уфимской сцене одной из первых пьес Мусы Джалиля "Девушка Бибкэй" Гайнан Хайри выступил с резкой критикой ее недостатков. Муса Джалиль, согласившись с критикой, написал письмо в редакцию газеты "Башкортостан" (3 марта 1927 года) с просьбой не ставить пьесы без разрешения автора. Он знал, что его ранние пьесы нуждаются в доработке.

В Оренбурге юноша стал призванным вожаком молодежи. Не случайно в 1927 году Центральный Комитет ВЛКСМ вызвал Мусу Джалиля для работы в татаро-башкирской секции.

Будучи одновременно студентом московского университета, Муса Джалиль с увлечением занимается и литературной работой. В это время он познакомился с композитором Джаудатом Файзи, который предложил провести лето 1930 года в доме отдыха села Кара-Якуп Чишминского района. Провели они там целый месяц. Бродили по лесу, вечерами ходили на танцы. Но самым любимым занятием была организация литературно-музыкальных вечеров. В клубе имелось пианино. Здесь Муса знакомится с произведениями башкирских литераторов. Впоследствии Джалиль часто бывал в Башкирии. Каждый свой приезд использовал для более углубленного знакомства с башкирской литературой, устным творчеством, музыкой, особое внимание уделял работе с молодыми писателями. В один из приездов в 1931 году, как установил ученый Суфиян Сафуанов, посетил редакцию туймазинской районной газеты "Ленин юлы" ("Путь Ленина"), где ознакомился со стихами работавшего в этой газете Баязита Бикбая и дал ему советы. "Я, молодой башкирский поэт, готовил тогда к печати первый сборник "Проходящие дни", вспоминал позже Баязит Бикбай. - Но у меня не хватало смелости сказать об этом большому поэту. Как-то завел об этом речь Баязит Дим. Тут же Муса Джалиль заинтересовался моим сборником, прочитал несколько стихотворений и высказал свои замечания. Одно стихотворение взял с собой. Позже его напечатали в Казани в журнале "Авыл яшьлере".

В Москве Джалиль активно участвовал в подготовке произведений башкирских писателей к изданию на русском языке, писал рецензии на ряд книг.

В довоенные годы вышло более десяти книг поэта на родном языке. Стали популярными песни на слова Джалиля. Он приобретал всесоюзную известность.

В грозные дни 1942 года Муса на Волховском фронте. Старший политрук Джалиль работает в газете "Отвага". Обстановка однажды сложилась особенно тяжелой. Сотрудники газеты с боями пытаются выйти из окружения, но это удается немногим. Раненный Джалиль попадает в плен.

Но даже в тяжелейших условиях писатель оказался достойным сыном родины. Фашистский концлагерь не сломил патриота, Джалиль создал подпольную антифашистскую организацию. Члены организации распространяли листовки, вели пропаганду среди заключенных, устраивали побеги, готовили восстание.

Патриота выдал предатель. Муса Джалиль был переведен в берлинскую тюрьму Моабит, подвергался пыткам, издевательствам и был приговорен к смертной казни.

Потекли дни в ожидании последнего часа. Но поэт продолжал писать, занося строки в самодельные тетрадки. Теперь эти стихи известны всему миру под названием "Моабитская тетрадь".

Жизнь моя песней звенела в народе,

Смерть моя песней борьбы прозвучит, - говорит поэт в одном из последних стихотворений.

25 августа 1944 года Муса Джалиль и еще десять его товарищей были казнены. За беспримерное мужество Мусе Джалилю присвоено звание Героя Советского Союза. За создание "Моабитской тетради" он удостоен звания лауреата Ленинской премии.

У Мусы Джалиля был выбор. Гитлеровцы толкали его на путь предательства. А он выбрал Родину, Честь, Поэзию...


Оставить комментарий к статье — Выбор Мусы Джалиля


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений