Аксакал башкирской музыки

В апреле 1994 года на доме N13 по улице Кирова в Уфе открыли мемориальную доску с надписью на башкирском и русском языках: "В этом доме с 1960 по 1978 годы жил и работал заслуженный деятель искусств Республики Башкортостан композитор Камиль Юсуфович Рахимов. 1900-1978".

Мне довелось познакомиться с биографией видного башкирского композитора К.Ю. Рахимова в 1990 году, когда я работал в Институте истории, языка и литературы и по заданию Министерства культуры республики составлял список памятников истории и культуры, которые нужно взять под государственную охрану. В число их попало и захоронение Камиля Рахимова на мусульманском кладбище. Министерство культуры РСФСР по составленному паспорту от 5 октября 1990 года включило могилу К.Ю. Рахимова в число исторических памятников.

К тому времени биография башкирского композитора Камиля Рахимова мне была известна, но не совсем.

Камиль Юсуфович Рахимов родился 25 августа 1900 года в Севастополе. Отец его был священнослужителем - имамом главной мечети города, 12-м в поколении служителей культа из рода Рахимовых. Окончил Стамбульскую духовную академию. Знал иностранные языки, не чужд был искусства и музыки. Семья была дружная, любили книги, много читали. О детских годах будущего композитора, заслуженного деятеля искусств Башкортостана рассказала известный музыковед Эльмира Давыдова, коллега по Институту истории, языка и литературы. Поведала она и о "белых пятнах" в биографии Камиля Рахимова.

У Камиля рано проявилась тяга к музыке. Мальчик часто бегал на знаменитую Графскую пристань, слушал выступления духового оркестра. Научился играть на мандолине, подбирал по слуху любые мелодии.

В 1919 году призвали Камиля в Красную Армию. Там приметили талант башкира Рахимова. Стал он музыкантом духовых оркестров до окончания гражданской войны.

После войны Камиль Рахимов, несмотря на свое далеко не пролетарское происхождение, заканчивает рабфак в Симферополе, поступает в 1924 году в Ленинградский политехнический институт имени М.И. Калинина. Очень повезло Камилю Рахимову. В Ленинграде он бывает в театрах, музеях, на концертах великих композиторов. Взять хотя бы оперу "Травиата" с Собиновым в роли Альфреда, "Лебединое озеро" в Мариинском театре. Рахимов изучает труды по истории и теории музыки, пишет первые музыкальные пьесы. Особенно интересовала Рахимова татарская и башкирская песня, ее нежные мелодичные переливы, ритмика. Камиль Рахимов обращался в Ленинградскую консерваторию, но там сказали, что музыкальная подготовка его недостаточна. Да еще климат ленинградский повлиял на здоровье. Но выдержал Камиль испытания и в 1927 году поступил в Казанский восточный музыкальный техникум на оркестровый факультет, потом в Уфимский техникум искусств. Здесь все складывалось у него удачно.

- Для меня, - вспоминал он, - как и для студентов театрального отделения Мубарякова, Сыртланова, Шамукова, Бикбулатова, закончивших наш техникум в 1929 году, экзаменационной была постановка спектакля "Башкирская свадьба". Музыкальное оформление поручили мне. Нужно было записывать башкирские протяжные и плясовые мелодии от кураиста Ахметова и артиста Ушакова, обрядовые мелодии от артистов старшего поколения. Весь этот материал надо было переложить на оркестр. Вот так и началась моя музыкальная деятельность в Башкирии...

Выпускника техникума искусств, молодого музыканта Рахимова пригласили в Башкирский академический театр драмы.

В 1929 году Рахимов написал музыку к спектаклю "Карагул" (по пьесе Даута Юлтыя), оформил спектакли "Урняк" Афзала Тагирова и "Овечий источник" Лопе де Вега. С тех пор и началась его интенсивная творческая деятельность. Он оформил около десятка спектаклей, побывал с коллективом в Москве на Олимпиаде искусств народов СССР.

В те годы создавался республиканский радиокомитет. Камиля Рахимова пригласили на работу в музыкальную редакцию. Интересной и насыщенной была его жизнь в это время вплоть до 1938 года.

В 1938 году талантливый композитор неожиданно становится учителем математики (!) в старших классах Старо-Субхангуловской башкирской средней школы Бурзянского района. Многие считали, что Камиль Юсуфович приехал в глухомань и жил там более пяти лет, по 1943 год, чтобы заняться фольклорной работой, записями народных приданий и мелодий.

Истинная причина приезда композитора в Бурзянский край для многих была непонятной, но не для самого Рахимова. В 1938 году продолжались репрессии особенно против служителей культа. Арестовали и в июле расстреляли отца композитора Юсуфа Исмагиловича. Тогда же арестовали и Камиля Рахимова. Долгое время он находился под следствием. Об этом он никогда не рассказывал. Затем была ссылка. Тайну приоткрыла ученый-музыковед Эльмира Давыдова. Она выявила редкий документ-анкету. Отвечая на вопрос, привлекался ли он к суду и следствию, Рахимов собственноручно написал: "По решению тройки в 1938 году был направлен в административном порядке - сослан на пять лет в Бурзянский район Башкирии, откуда в 1943 году призван в ряды Советской Армии".

Вот причина переквалификации талантливого композитора и учителя математики сельской школы. Но как говорится, нет худа без добра. В ссылке Камиль Рахимов продолжал изучать и записывать народные песни "Ашкадар", "Зульхизя", "Таштугай". Вскоре они зазвучали в обработке Рахимова для оркестра.

Во время армейской службы был музыкантом военного оркестра пехотного полка. После демобилизации в течение десяти лет работал в фольклорном кабинете Министерства культуры. Именно в эти годы Рахимовым сделано около ста записей башкирских, татарских, русских, чувашских песен. Творчество композитора не поражает количеством созданного. Но все это является достойным вкладом в профессиональное музыкальное искусство Башкортостана.

Камиль Юсуфович Рахимов умер 25 февраля 1978 года, а реабилитирован был за год до смерти "за отсутствием состава преступления".

Вот что говорил о нем народный артист СССР Загир Исмагилов:

- Камиль Юсуфович был удивительным, редким человеком. Его уважали композиторы, писатели, исполнители, все, кто знал его. Он пережил тяжелейшие времена в годы репрессий и остался очень доброжелательным ко всем. Щедро делился своим опытом, много помогал фольклористам в деле изучения и записи народных песен. Будучи татарином, рожденным в Севастополе, он исключительно глубоко знал башкирскую песню... Если бы даже он записал и сделал обработку для симфонического оркестра только одной песни - "Хандугас", этого было бы достаточно, чтобы имя Камиля Рахимова осталось навечно в истории башкирской музыкальной культуры, в благодарной памяти народа. Это был честный музыкант и человек редкой доброты, большого сердца.


Оставить комментарий к статье — Аксакал башкирской музыки


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений