Маэстро Спиваков из Черниковки

У народного артиста СССР и России Владимира Теодоровича Спивакова в сентябре две знаменательные даты. 30 сентября - день рождения Государственного камерного ансамбля "Виртуозы Москвы". Это произошло в 1982 году, и возглавил его выдающийся скрипач Владимир Спиваков. А 12 сентября этого года у него была еще одна большая дата в жизни - исполнилось 65 лет со дня рождения. И родина знаменитого маэстро - Уфа, точнее Черниковка. Об этом мы и напомним сегодня нашим читателям.

В этом нам поможет троюродный брат Спивакова, уфимец Виктор Пейсахович. У него богатый документальный архив о знаменитом родственнике. И вот что он рассказал. Родители Спивакова встретились в Башкирии, в тогдашнем городе Черниковске в военные годы. Мама, Екатерина Осиповна Вайнтрауб приехала из блокадного Ленинграда. Она закончила Ленинградскую консерваторию по классу фортепиано. Ей вскоре предложили работу концертмейстера в клубе "Ударник" моторного завода. Екатерина Осиповна объединила вокруг себя участников художественной самодеятельности и часто выступала перед заводчанами. На сцене нередко звучала тогда песня:

Кто сказал, что надо бросить песню на войне?

После боя сердце просит музыку вдвойне.

Клуб был тогда единственным очагом культуры в заводском микрорайоне. Несмотря на усталость, постоянную голодуху в клуб тянулась рабочая молодежь. Среди постоянных зрителей, почитателей таланта Вайнтрауб был молодой и красивый одессит Теодор Спиваков, старший контрольный мастер термического цеха. Так встретились и поженились родители будущего Владимира Спивакова.

12 сентября 1944 года на улице Глинки впервые прозвучал голос Володи. Кто-то свыше, наверное, предугадал будущую причастность мальчика к большой музыке. После окончания войны годовалый малыш вместе с родителями приехал в Ленинград. Екатерина Осиповна стала работать преподавателем по классу фортепиано в детской музыкальной школе. Маленького Володю оставлять было не с кем, и мать брала с собой на занятия. На ее уроках впервые и заметили интерес мальчика к музыке. Особенно нравилась ему скрипка. В семилетнем возрасте он поступил в среднюю специальную музыкальную школу при Ленинградской консерватории имени Римского-Корсакова. Мать, опытный педагог, понимала, что сын сможет получить настоящее музыкальное образование в Москве. Владимир поступает в центральную школу-интернат при Московской консерватории имени Петра Чайковского. Его преподавателем стал профессор Юрий Янкелевич. Несколько позже он скажет об ученике:

- Это, бесспорно, яркий талант: трепетный, редкой красоты и выразительности звук, виртуозная техника и, самое главное, большая увлеченность безошибочно действуют на слушателей. Артистический путь - призвание Спивакова.

Первый крупный успех приходит к Владимиру, студенту третьего курса, в Париже на конкурсе имени Маргариты Лонг и Жака Тибо, где он удостаивается третьей премии. Год спустя участвует в конкурсе скрипачей имени Николо Паганини в Генуе и занимает второе место. Лауреат международных конкурсов продолжает шлифовать свое мастерство в Москве в отнюдь не в комфортабельных условиях: в маленькой полуподвальной комнатке на Сретенке. В 1969 году он едет на конкурс скрипачей в Канаду, в Монреаль, в итоге - первое место.

Вот что писала в те дни газета "Монреальская звезда": "Если кто-нибудь из присутствовавших на концерте когда-либо спрашивал себя, что такое вечная правда в искусстве, он мог найти ответ в чуде этого молодого скрипача, одаренного безграничным артистизмом".

Выступления следовали за выступлениями. На международном конкурсе имени П.И. Чайковского в Москве Владимир Теодорович снова получает вторую премию. Настала пора для концертов самого Спивакова. В Малом зале консерватории звучит концерт П.И. Чайковского для скрипки с оркестром. Затем соло в выступлениях Камерного оркестра, сольные концерты, грамзаписи. Репертуар Владимира Спивакова включал в себя произведения разных стилей и эпох: от старинной итальянской музыки до творчества современных советских композиторов, особенно Сергея Прокофьева и Дмитрия Шостаковича. Началась и зарубежная концертная деятельность.

Виктор Пейсахович рассказывает, что неизгладимое впечатление на публику произвело выступление Спивакова в США в Карнеги-холле в начале 70-х годов: "Во время концерта советского артиста была совершена провокация - в Спивакова бросили пластиковую бомбу, наполненную ярко-красной краской. Разорвавшись с сильным хлопком, она залила белую манишку скрипача. Впечатление было шокирующим. Казалось, что музыкант ранен и из груди его льется кровь. Владимир Теодорович доиграл до конца и лишь тогда ушел за кулисы. По его рассказу, он был настолько поглощен исполняемым произведением, что решил, несмотря ни на что, закончить его. Только за сценой он увидел, что не ранен, а расплывшиеся на груди пятна - не кровь. Зал стоя приветствовал исполнителя, устроив 20-минутную овацию.

С каждым днем растет популярность молодого скрипача. Приведу мнение французского музыкального критика: "На молодого советского скрипача Владимира Спивакова следует указать как на звезду самой первой величины..."

Но неугомонного маэстро захватил новый проект. Спиваков решил объединить в камерный оркестр лучших инструменталистов столицы, дав коллективу название "Виртуозы Москвы". Сам маэстро впервые взял в руки дирижерскую палочку. Камерный оркестр "Виртуозы Москвы" родился 30 сентября 1982 года. Первые концерты коллектива в Большом зале консерватории прошли с триумфальным успехом. Оркестру приходилось принимать многочисленные приглашения для выступлений как по Советскому Союзу, так и за рубежом. В 1989 году Владимир Спиваков принимает предложение на переезд в Испанию, где оркестр получил все необходимое, чего не имел на родине. Позднее во Франции он организовал ежегодный музыкальный фестиваль. Как артистический директор этого фестиваля приглашает на него и именитых исполнителей, и талантливую молодежь. В России оркестр "Виртуозы Москвы" тоже бывает с гастролями. В июне 1994 года совершает гастрольную поездку по России и Украине. И в Москве дал один-единственный концерт. Журналисты тогда отмечали, что Спиваков в свои 50 выглядит на 35-37, по-прежнему корректен, прост и остроумен. Его засыпали вопросами, он отвечал. У нас сохранился отчет с этой встречи, и пусть прошло много лет, и что-то изменилось, некоторые ответы маэстро представляют интерес и сейчас:

- Насколько изменился за эти годы состав оркестра и не сказалось ли это на его качестве?

- Весь костяк на месте; это люди, с которыми я начинал. Некоторые молодые музыканты ушли, об одних я сожалею, о других - не очень. Силой не держу никого. А качество не меняется пока.

- Как руководитель коллектива вы мягкий человек? И в какой степени дирижер может позволить себе мягкость?

- Дело не в том, что может позволить себе дирижер. Музыканты - совершенно особая братия. Когда дирижер первый раз выходит перед оркестром, уже через 10 тактов оркестранты знают, кто перед ними и что с ним делать: съесть его, либо ему отдаться. Другого не дано. А я, как любой другой человек, и не мягкий, и не жесткий. Все зависит от конкретной ситуации. Когда приходится по десять раз повторять одно и то же, то внутри меня начинает звучать какая-то жесткая струна, но есть еще что-то такое сдерживающее, заставляющее оставаться в рамках приличия.

- И вы никогда не выходите за эти рамки?

- Естественно, выхожу. Но я сторонник тактики разума и уважения.

- Отличается ли публика у нас и за границей?

- Такого фантастического приема, такой душевной распахнутости, как в российской провинции, нет больше нигде. Мы только что проехали от Днепропетровска до Тольятти - и там у нас происходило совершенно особое взаимодействие с залом.

- Любовь - что значит это чувство в вашей жизни?

- Если не рассматривать любовь лишь с точки зрения отношений мужчины и женщины, я думаю, что любовь - это сложная космическая и философская категория. И как бы я ни ответил, это будет всего лишь маленький кристалл очень большой истины. Еще Достоевский писал, что все в ответе за всех, имея в виду любовные отношения между людьми. Я именно за такую, действенную любовь.

- И все-таки, если отвлечься от космических материй, какую роль сыграли женщины в вашей жизни?

- Все было: терял голову, увлекался... И все это находило свое отражение в творчестве.

Наверное, и в эти сентябрьские юбилейные дни 65-летний маэстро из нашей Черниковки Владимир Спиваков отвечал на вопросы дотошных журналистов так же, как тогда. Возможно, в эти сентябрьские дни какое-то юное дарование из музыкальной школы-лицея при УГАИ имени Загира Исмагилова исполнит новое произведение на скрипке французского мастера, подаренной уфимцам маэстро Спиваковым во время приезда в наш город.


Оставить комментарий к статье — Маэстро Спиваков из Черниковки


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений