Мусоргский мог и не стать композитором

Завтра, 21 марта, исполняется 170 лет со дня рождения гениального русского композитора Модеста Петровича Мусоргского. Музыка его и сегодня звучит со сцен театров, на радио, по телевидению. В Башкортостане берегут память о композиторе: 13 ноября 1956 года в Уфе появилась улица Мусоргского, в Демском районе, а в городе Туймазы в 1971 году ему открыт гранитный памятник.

Трудно себе представить, что известный всему миру композитор М.П.Мусоргский мог бы не стать композитором. Так складывалась его судьба. Он родился 21 марта 1839 года в селе Карево на Псковщине. Это одно из красивейших мест средней полосы России. Детские годы Модеста прошли в имении родителей. Картины деревенской жизни оставили глубокий след в его сознании.

С шести лет мальчик стал заниматься игрой на фортепиано под руководством матери. Невероятно, но путь Модеста Мусоргского в начале лежал вовсе не в музыку. Да, талант его как пианиста и композитора проявился уже в раннем детстве. Но была в семействе Мусоргских традиция: сыновья должны были стать военными. По воле родителей Модест поступил в Петербургскую школу гвардейских подпрапорщиков и в 1856 году ее окончил. Стал офицером. Но и в военной школе Мусоргский не забывал о музыке. Учился у известного пианиста Герке и в 13 лет издал первое свое произведение - польку для фортепиано "Подпрапорщик".

После получения офицерского звания Модест Петрович был на распутьи. Но в это время судьба свела его с другой школой - знаменитой "Могучей кучкой" во главе с Балакиревым. Он становится членом творческого содружества, изучает музыкальную культуру. Мусоргский бесповоротно убедился, что рожден не для военной службы, а для музыки. Повинуясь призванию, он в 1858 году оставил военную службу и посвятил себя музыке, пошел, как сам говорил, к "новым берегам пока безбрежного искусства". Однако путь его не был усеян розами. Из-за материальных затруднений поступил на службу чиновником. Но именно в это время Мусоргским был написан ряд песен, романсов на слова Николая Некрасова, Тараса Шевченко, на собственные тексты, среди которых - "Калистрат", "Спи, усни, крестьянский сын", "Светик Савишна", "Гопак", "Семинарист". Это своеобразные сценки из народной жизни, рисующие разнообразные человеческие образы.

Модест Петрович велик тем, что запечатлел в музыке драматические вехи российской истории. Первой его оперой на историческую тему стал "Борис Годунов", в которой отражены события конца XVII века. На создание оперы композитора подвигла трагедия Александра Пушкина с одноименным названием. В творческом разрешении этой темы слились воедино гений русской литературы и гений русской музыки. Величайшее по нашим современным меркам творение - опера "Борис Годунов" дирекцией императорских театров дважды отклонялась. Лишь в 1874 году "Борис Годунов" был поставлен в Мариинском театре со значительными сокращениями.

С 1872 года М.П.Мусоргский начинает работу над грандиозной по замыслу "народной музыкальной драмой" - "Хованщина". И содержание оперы, ее драматургия созданы самим композитором. В "Хованщине" показана попытка князей Хованских использовать народное движение за сохранение старой веры в своих личных целях.

Сочинений Модест Петрович создал сравнительно немного. Но как в них показан народ! Это богатство типов, неповторимых характеров. Летописец Пимен, бродяга Варлаам, шинкарка и юродивый в опере "Борис Годунов", Марфа в "Хованщине", Хивра и Попович из "Сорочинской ярмарки" - все это образы, которых не знала до него русская музыка.

Прожил Мусоргский недолго, 42 года. Самым радостным событием в его жизни стала концертная поездка в 1879 году по Украине и Крыму. Жизненная неустроенность, чувство одиночества, непризнание его творчества, материальные трудности надломили душевные силы и здоровье композитора. Модест Петрович умер 28 марта 1881 года в Николаевском военном госпитале, куда его поместили как нищего бывшего офицера. Каким он был в последние дни, рассказывает портрет Ильи Репина, который он сделал в госпитале. Сидит человек в халате... Смотрят куда-то в даль загадочные, печальные и мудрые глаза...

Как приблизить великого композитора к Башкортостану? Может быть, напомнить, что любимым композитором был он для Шаляпина, путь которого к музыкальному Олимпу начинался в Уфе в 1891 году. Уже в конце 90-х годов Федор Иванович в Москве исполнял партии Бориса и Варлаама в "Борисе Годунове", арию Пимена в концертном исполнении и партию Досифея в "Хованщине". Потом в шаляпинский репертуар вошли многие другие произведения Мусоргского, среди них "Песня о блохе" на слова Гете.

Оперы М.П.Мусоргского с успехом шли на сцене театра оперы и балета в Уфе. В ноябре 1971 года состоялась премьера "Бориса Годунова". Рецензии на постановку сразу же появились в "Вечерней Уфе", "Советской Башкирии". При возобновлении оперы в 1977 году в печати вновь появился шквал восторженных отзывов и рецензий на оперу "Борис Годунов". Да что за примерами далеко ходить, взял номер газеты "Вечерняя Уфа" за 6 марта 2009 года. Там музыковед Лилия Латыпова пишет, что за последнюю неделю самые приятные впечатления оставила теоретическая олимпиада, посвященная Мусоргскому. Проходила она в камерном зале Уфимской государственной академии искусств имени Загира Исмагилова. Учащиеся Среднего специального музыкального колледжа заняли первое место...

Значит, и сегодня живет великий композитор Модест Петрович Мусоргский и радует мир своими произведениями.


Оставить комментарий к статье — Мусоргский мог и не стать композитором


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений