"Белые странички" биографии Валидова

Последние годы жизни Заки Валиди Тоган (родился 22 декабря 1890 года - умер 26 июля 1970 года) решил посвятить своим "Воспоминаниям". Без его мемуаров трудно было бы представить себе биографию лидера башкирского национального движения, востоковеда-тюрколога. Первая книга "Воспоминаний" вышла в 1994 году в переводе на русский язык Газима Шафикова и Амира Юлдашбаева.

Ахметзаки Валидов родился в ауле Кузяново Макаровской волости Стерлитамакского уезда Уфимской губернии (ныне Ишимбайский район). Родом из юрматинских башкир. Отец - Ахметша Валидович Кузянов - содержал медресе, был его мударисом и сельским имамом. Мать - Уммихаят-остабике занималась в медресе с группой девушек... У отца Ахметзаки получил знания по исламу, арабскому языку, а у матери взял основы восточной литературы, персидского языка. Учился в сельском медресе.

Сам ученый с большой теплотой вспоминает свое детство и юность. Вот что он пишет: "Я очень любил свои родные аулы Кузяново, Галиакбер, Алагуянбашы и кочевья Акбейек. Но отсталость нашей бытовой культуры заставляла смотреть на всю эту жизнь как бы свысока. Лишь значительно позже я понял смысл и правоту идеализации башкирской жизненной философии русскими писателями Толстым и Аксаковым. Интеллигенция этого общественного круга посвятила меня в тюркскую, арабскую и персидскую культуры, познакомила с некоторыми великими мыслителями востока и запада и дала мне такой нравственный идеал и политическую цель, которые поправлять и изменять впоследствии уже не было надобности. Ученый вспоминал: "Наша простая жизнь в горах и джайляу, в особенности чарующие исторические предания, ее отзвуки, все еще животрепещущие в душе народа, сызмальства впитывались в мое детское сознание так сильно, что они впоследствии, в ходе освободительной борьбы, побуждали меня на самые крайние решительные поступки, вдохновляли составлять самые решительные планы о настоящем и будущем тюркологических и исламоведческих наук. Отсюда понятно, что моя судьба должна восприниматься как продолжение и результат исторических воспоминаний, все еще живых в душе моего народа".

В 1908 году Вадидов учится в оренбургском медресе "Хусаиния", затем в казанском медресе "Касимия", где преподает историю тюркских народов и арабской литературы.

Здесь начинается его творческая и научная деятельность, выходит книга "История тюрков и татар" (1912). В 1915 году, освобожденный от солдатской службы, Заки Валидов преподает курс истории тюрков и историю литературы тюркских народов в уфимском медресе "Усмания".

Ученый Гайса Хусаинов условно делит научно-политическую и научно-педагогическую деятельность Заки Валиди на три периода. Первый период до 1916 года - начало научно-педагогической работы, становление ученого историка. Второй - 1917-1922 годы - период бурной общественно-политической деятельности лидера башкирского национального движения, одного из основателей Башкирского правительства. Третий период - с 1923 до 1970 года - эмиграция, период формирования ученого-востоковеда с мировым именем.

Историки, писатели наиболее полно исследовали второй период жизни и деятельности Ахметзаки Валидова. Достаточно вспомнить работы ученого Марата Кульшарипова.

По третьему периоду его жизни вести исторические исследования сложнее. Много лет прожил Валиди за рубежом. Документы, касающиеся его деятельности, разбросаны по всему миру - Турции, Австрии, Германии, Франции, США, Италии... Трудно собрать их вместе и ввести в научный оборот.

Но ведь многие "белые пятна" можно, наверное, решить и без заграничных командировок.

В "Воспоминаниях" Ахметзаки Валидова есть немногословные главки: "Беседа с Максимом Горьким", "Встреча с консулом Каримом Хакимовым", "Встреча со знаменитым Плехановым", "Знакомство с Шаляпиным", "Из встреч с Фрунзе"... А сколько было контактов со знаменитыми учеными, поэтами, общественными деятелями России и мира, о которых мельком упоминает автор.

Привлекая дополнительные документы, воспоминания, печатные источники, сведения о знакомстве Валидова с этими людьми, например, с Шаляпиным, можно значительно расширить. Как оперного певца Валиди услышал его первый раз в Казани.

Из воспоминаний:

"...Вместе с учительством в медресе я продолжал свои занятия как для сдачи экзаменов по гимназической программе, так и для получения степени "Учителя инородческой школы". Если не смогу сдать экзамены по программе гимназии, то хотя бы стану учителем русского языка инородческих школ, думал я. Дававшие мне подготовительные уроки по латыни и немецкому языку учителя способствовали моему сближению с русской интеллигенцией. Я частенько посещал вместе с ними русский городской театр. Это само по себе стало для меня своеобразной школой. Однажды слушал оперу "Король Лир" с участием приехавшего на гастроли Шаляпина. Позднее, встретившись с этим великим артистом в австрийском городе Кицбюэль в 1934 году, я рассказал ему о своих первых впечатлениях от его пения в опере..."

10 декабря 1919 года в Москве проходил VII Всероссийский съезд Советов. На нем присутствовал и выступил Ахметзаки Валиди. Он вспоминал:

"По окончании съезда мы присутствовали на большом концерте. Шаляпин пел русскую "Дубинушку". Среди примерно двух тысяч шумных зрителей голос Шаляпина звучал во всю мощь, было отчетливо слышно каждое его слово. После концерта я зашел за кулисы к Шаляпину. Издавна все побаивались его крайнего высокомерия. В его отношении ко мне ничего подобного не было, напротив, он разговаривал со мной исключительно доброжелательно. В конце 1918 года, в пору попыток установления мира с Советами, я обращался за поддержкой к Горькому и Шаляпину. Едва увидев меня, Шаляпин шутливо воскликнул: "Письмо-то вы написали, да пользы от меня не было никакой. Если опять затеете подобное движение, ради бога, не пишите мне писем!" - и громко рассмеялся. То есть считал меня человеком, способным вновь устроить бунт. Однако эти слова он изрек только потому, что рядом не было ни единого лишнего уха. "Шучу, верю, что в дальнейшем будете умнее. Тем не менее, верить им (то есть большевикам) очень трудно", - добавил он. Действительно, позднее он уехал из России и ни разу потом не приезжал. В 1935 году я встретился с ним уже в Австрии, в Кицбюэле. А первое наше знакомство состоялось еще в 1915 году в Мустамяки, когда он был у Горького. Но как оперного певца я слушал его с 1910 года и очень любил. Особенно глубокое впечатление производила в его исполнении партия Бориса Годунова, мы неистово ему аплодировали".

Посмотрим сколько возникает неясных вопросов: была первая встреча у Горького в Мустамяки, Валидов и Шаляпин переписывались, встречались в театре в 1919 году, потом в Австрии в 1935-м. Должны же сохраниться переписка, отложиться в воспоминаниях встречи у Горького. Понятно, что долгое время Ахметзаки Валидов считался врагом Советской власти. Упоминания о нем, очевидно, вычеркивались и из собрания сочинений Горького, и из автобиографических книг Шаляпина. Но время сейчас изменилось. Такие документы необходимо искать и находить. Это дело чести историков, литературоведов, краеведов, прежде всего, Башкортостана.


Оставить комментарий к статье — "Белые странички" биографии Валидова


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений