11 мая 1917 года закончил работу I Всероссийский мусульманский съезд. Он проходил в Москве в течение десяти дней и сыграл важную роль в подъеме мусульманского движения за национальное самоопределение и будущность народов, населяющих Россию.
Обстановку того времени раскрывает доктор исторических наук, автор монографии "Ислам в Башкортостане" Айслу Юнусова.
Февральский ветер свободы, ворвавшийся в мусульманский мир России, пишет она, раздул тлеющие в нем искры внутренних противоречий, которые обусловили пестроту общественно- политического движения мусульманских народов.
Перед мусульманами России встал вопрос о выборе пути дальнейшего развития. Инородческое население страны, казалось, вот- вот решит проблемы своего социально-экономического, национально- политического и духовного устройства. В мусульманских регионах России весной 1917 года началась подготовка к проведению губернских, а затем российского масштаба мусульманских съездов. Уфимский губернский съезд мусульман состоялся 14 апреля 1917 года в Уфе. На нем были утверждены наказы мусульман Уфимской губернии и избраны делегаты на общероссийский мусульманский съезд.
Всероссийский съезд мусульман проходил в Москве с 1 по 11 мая 1917 года. На нем делегаты представляли татар, башкир, казахов, народы Тюркестанского края, Закавказья и Северного Кавказа. Из девятисот делегатов на съезде было около 60 представителей Башкортостана. В подготовке и проведении форума самое активное участие принял Ахмет-Заки Валидов. Делегаты осудили политику Временного правительства по отношению к инородцам и выдвинули требования автономии "тюркско-татарских мусульман внутренней России и Сибири" и создания "Национального собрания" (Милли меджлис) - представительного органа "тюркско-татарской нации". В июне Национальное управление было образовано, а резиденция его разместилась в Уфе (ныне здание по улице Тукаева, 50).
Как проходил съезд? Восстановить детали помогут "Воспоминания" Заки Валиди, работы историков Марата Кульшарипова, Риммы Сулеймановой.
Как и принято, съезд открылся чтением аята из Корана. От имени Временного правительства выступил с приветствием профессор Котляровский. Утвердили повестку дня. Среди основных были вопросы о форме государственного устройства России, о культурной и территориальной автономии, земельный, женский вопросы.
Самая острая борьба развернулась при обсуждении первого вопроса. Инициатива находилась в руках защитников федерального устройства России.
На съезде Валидов выступил с сообщением "Этническое происхождение российских мусульман и их роль в политической жизни".
Его выступление высоко оценили, тем более, что в уфимской губернии, откуда он родом, по переписи населения 1897 года проживала половина мусульман страны - один миллион 95,7 тысячи человек. Опираясь на исторические, этнографические и статистические материалы, Валидов пытался определись судьбу тюркских народов, оказавшихся в зависимости от России.
Башкирские делегаты выступили на съезде с защитой идеи территориальной автономии. Валидов тогда к ним не присоединился. В тот момент он вынашивал программу независимости всего Туркестана.
За национальное самоопределение и федеративное устройство государства на основе территориальных автономий на съезде проголосовали 446 делегатов, против - 271.
На съезде было избрано и Центральное шуро мусульман России из двенадцати человек, куда вместе со многими видными деятелями общемусульманского национального движения вошел и Валидов. Так он стал видным политиком России, руководителем башкирского национального движения.
Меня, далекого от истории ислама, поразили некоторые документы мусульманского съезда. В 1917 году, девяносто лет назад, "забитые женщины Востока" показали свой характер. Жаркие споры вызвало обсуждение женского вопроса, равноправия мусульманок.
- Какое может быть равноправие? - подлил масла в огонь один из представителей духовенства имам Нигматулла Тимушев.
Но за равноправие женщин горячо выступили Фатима Кулахметова, Амина Мухитдинова, Альхимия Туктарова... Сбили они спесь со своих противников.
На съезде делегаты приняли документ, который не грех процитировать и сегодня. Настолько он смелый и конкретный (применительно к тому времени):
I.1. По учению шариата мужчины и женщины равноправны.
2. По шариату женщины обладают правом участвовать в политических и общественных делах, поэтому они могут участвовать и в выборах.
3. В шариате затворничества женщин нет.
II. 4. Лишь та нация сильна, где женщины равноправны. Равноправие женщин может быть достигнуто лишь в том случае, если в принятии закона об этом участвуют сами женщины. Поэтому мусульманки должны обладать всеми политическими правами наравне с мужчинами.
IV. Имея в виду то обстоятельство, что брак среди российских мусульманок заключается фактически без согласия жениха и невесты, что часто является причиной семейных неурядиц и несчастья детей, выросших в таких семьях, впредь брак должен заключаться в присутствии жениха и невесты.
V. Мужчины часто насильно задерживают своих жен, желающих развестись вследствие негармоничной семейной жизни. Жизнь в такой семье является для женщины страданием, для воспитания детей губительной. В целях обеспечения прав женщин и улучшения воспитания будущего поколения съезд постановляет: при заключении брака должно быть в книгу записей браков записано право женщины развестись с мужем, если совместная жизнь невозможна.
VI. Ввиду того, что выдача замуж 11-12-летних девочек, вошедшая в обычай в Туркестане, на Кавказе и в Казахстане, ведет к болезням и преждевременной смерти матерей, а также появлению на свет болезненных детей, съезд решает: ни на севере, ни на юге, ни на востоке России не должно допускаться вступление в брак девушек моложе 16 лет.
VII. Вследствие того, что во многих случаях причиной семейного несчастья является наличие заразной болезни у мужа или у жены, во имя здоровья нации как жених, так и невеста при бракосочетании должны предоставить свидетельство об отсутствии у них заразной болезни.
VIII. При заключении брака жених должен дать подписку о том, что он не возьмет вторую жену; если по той или иной причине он решит жениться на другой, то первой жене должен дать развод.
X. Иногда женщины в силу различных обстоятельств бывают вынуждены идти в публичные дома. При попытке их выйти потом из этих домов они наталкиваются на преграды, которые им ставят существующие законы, и женщины остаются несчастными на всю жизнь. Поэтому публичные дома должны быть запрещены и законы, допускающие их, отменены.
...11 мая 1917 года, как и положено, чтением аятов Корана и молитв I Всероссийский съезд мусульман завершил свою работу. Он оставил глубокий след в истории общемусульманского движения. К слову, это был первый общественный форум, где обсуждался женский вопрос, и мусульманки показали, кто они такие.