Деревья роняли желтые листья. Моросил надоедливый октябрьский дождь. В такой день, 20 октября 1895 года, был убит Мифтахетдин Акмулла. Он ехал из Троицка в Златоуст, и наемные бандиты, связанные с царской администрацией, подстерегли его в пути, закололи ножом и бросили тело в реку.
Известны имена убийц: Гафият и Даули. Они были пойманы и на допросе признались: "Мы подстерегали Акмуллу давно, но все никак не получалось. Однажды ехали, изрядно подвыпив, и увидели одиноко мерцающий на берегу реки огонек. Подходим - сидит давно подстерегаемый нами Акмулла... Мы ему распороли живот, забрали лошадей и некоторые ценности, 25 рублей денег, оказавшихся при нем".
Наемные убийцы не сказали о том, кто нанял их и заказал убийство.
Прервалась жизнь одного из выдающихся башкирских поэтов-просветителей XIX века Мифтахетдина Камалетдиновича Акмуллы (1831-1895). На окраине старого Миасса, где покоится прах поэта, установлен памятник. Уфимский архитектор А.В.Семенов выполнил его из белого уральского мрамора. Памятник символичен - он в виде разомкнутой восточной арки. Но слава Акмуллы была уже бессмертной.
Мифтахетдин Камалетдинович Акмулла родился 14 декабря 1831 года в деревушке Туксанбай Кульильминской волости Белебеевского уезда (ныне Миякинский район) в относительно состоятельной семье башкира-вотчинника. В детские и отроческие годы Мифтахетдин учился в медресе ближних сел Менеузтамак и Аняс. Некоторое время он был шакирдом в медресе Шамсетдина Заки в Стерлибашево, учился в Оренбурге и Троицке.
Долгие годы скитался Акмулла в степях Башкирии и Казахстана, летом учил детей, зимой учился сам, писал стихи, овладевал искусством поэтической импровизации.
Особом образом устраивает Мифтахетдин свою повозку, в одной части которой размещаются библиотечка и учебные принадлежности, в другой - мастерская с инструментами слесаря, плотника, портного - ведь он был мастером на все руки. Поэт ездил на высокой, легкой двуколке. Как только он останавливал белую, в хорошей, но без украшений упряжке лошадь у ворот какого-то дома, мальчишки окружали повозку. Акмулла всегда предупреждал ребят: "Дети, осторожнее, здесь книги".
В Казахстане башкирский поэт стал признанным акыном. Это казахи дали ему поэтическое имя - Акмулла, светлый, праведный учитель. Поэт гордился тем, что простой народ увидел в нем своего заступника:
Теперь меня зовут
"Правдивый Акмулла" -
За то, что справедлив и
честен я всегда.
За резкие высказывания против казахских феодалов он попадает в Троицкую тюрьму. Но и в неволе создает яркие обличительные произведения.
Сочинять стихи Акмулла начал еще в медресе, высмеивая богатых шакирдов, мулл, баев. Потом он стал сэсэном - автором и исполнителем своих произведений. Многие из них не были записаны на бумагу и не сохранились. До нашего времени дошли лишь немногие произведения. Они опубликованы в книгах, вышедших в 1892, 1904, 1907 годах в Казани, в "Сборнике песен", изданном в 1935 году в Астане и в наиболее полном собрании сочинений поэта-просветителя - книге стихов, выпущенной "Башкнигоиздатом" и приуроченной к 150-летию со дня его рождения. Рукописи поэта хранятся в архивах и научных библиотеках Уфы, Казани, Астаны.
Начало творческой деятельности Акмуллы совпало с первыми шагами просветительства в Башкирии. Отстаивая самобытность духовной культуры народа, он стремился к достижениям русской и мировой культуры. Решающую роль в творческом становлении Акмуллы сыграли богатые устно-поэтические традиции башкир и казахов.
М.Акмулла был первым известным поэтом-сатириком в башкирской письменной литературе. Сатира его направлена против пороков современной ему жизни и их носителей: мулл и ишанов, различных деспотов и тиранов, наживающихся на народном горе. В своем миропонимании он стоял на позициях стихийного материализма.
Поэзия Мифтахетдина Акмуллы составляет национальную гордость башкирского народа. В своем творчестве он продолжает традиции Салавата и открывает пути Мажиту Гафури. Поэзия башкирского поэта-просветителя входит в сокровищницу художественной культуры народов нашей Родины.