Несколько дecятилeтий нaзaд был cоcтaвлeн кaтaлог, в который вошли одиннадцать картин Михаила Юрьевича Лермонтова (родился 14 октября 1814 года - умер 27 июля 1841 года), 51 акварель, 50 рисунков на отдельных листах и около 70 зарисовок в рукописях. Художественные создания Лермонтова полны того же неукротимого жизненного темперамента, страсти, порыва, что и стихи. В 1927 году по инициативе М.В.Нестерова и архитектора И.Е.Бондаренко в Пушкинский музей Ленинграда поступил из Уфы неизвестный ранее рисунок Лермонтова "Тамань".
История появления этого рисунка в Уфе - загадка, которую когда-то пытался разгадать известный уфимский краевед Н.Барсов, сейчас этим занимается краевед-педагог Ф.Ахмерова.
На рисунке - домик на скалистом берегу моря, вдали - белеет парус одинокий. Размер листа - 19x28 см. Надпись в углу - "М.Ю.Лермонтов". Рисунок "Тамань" вы можете увидеть во многих изданиях произведений поэта.
Михаил Юрьевич посетил Тамань дважды. Оба его приезда пришлись на ненастные дни. Пронизывающий морской ветер, холодный дождь, непролазная грязь. Укрыться можно только в хатах-мазанках, однако лучшие из них уже были заняты военными из местного гарнизона. О пропитании и говорить нечего. Лермонтов писал, что в Тамани он чуть не умер от голода...
Теперь в Тамани воссоздана хата, в которой останавливался М.Ю.Лермонтов в 1837 году. Здесь произошли события, положенные им в основу сюжета одной из глав романа "Герой нашего времени" - "Тамань". Здесь же родился рисунок.
Рисунок этот впоследствии затерялся. О нем не было ни слуху, ни духу. А нашелся он в Уфе. В "Описании рукописных и изобразительных материалов Пушкинского дома" сказано, что этот рисунок найден в октябре 1919 года среди "разгромленного и брошенного белогвардейцами имущества". Документы Башкирского государственного художественного музея имени М.В.Нестерова подтверждают это: в музей рисунок поступил из горхоза, который распоряжался тогда трофейными ценностями. Тут же сказано: рисунок поступил в составе "коллекции Петровых".
В номере газеты "Известия Уфимского губисполкома" от 10 мая 1920 года, в статье Сангурского "В пролетарском музее", говорится, что рисунок Лермонтова "юношеского периода" - главный гвоздь новых приобретений уфимского музея. И дается описание: "Изображен на рисунке берег моря, на нем хижина поближе к берегу моря, и вдали парусные суда... Рисунок помещен в семейном старинном альбоме какой-то семьи Петровых, даты на нем нет, но подлинность авторства поэта вне сомнений. Кому дороги интересы родного искусства, тот не может без волнения видеть эту наивную пробу карандаша со скромной подписью в углу "М.Ю.Лермонтов".
Как попал рисунок М.Ю.Лермонтова в Уфу? В конце пятидесятых годов Николай Николаевич Барсов стал искать уфимцев, которые специально интересовались творчеством М.Ю.Лермонтова. Такой человек нашелся. Его имя подсказал видный лермонтовед Ираклий Андроников. В статье "Первый биограф", опубликованной в "Учительской газете" 21 июля 1964 года, он пишет: "В 1870 году в одном из номеров "Московских ведомостей" появилось сообщение о том, что инспектор Уфимской гимназии Хохряков желает передать Императорской публичной библиотеке имеющиеся у него рукописи известного нашего поэта Лермонтова..."
И.Андроников назвал В.Хохрякова "первым биографом" М.Ю.Лермонтова. Ведь он собрал множество рукописей и рисунков поэта, записал воспоминания родных и друзей. "Он заслужил, чтобы его имя знали все, кому дорога поэзия Лермонтова", - закончил статью Ираклий Андроников.
Барсов стал разыскивать потомков учителя, уехавшего в 1870 году в Пензу, но не нашел. Не исключена возможность, что рисунок Лермонтова - частица коллекции Хохрякова.
Стимулом для дальнейших поисков стало письмо Ираклия Андроникова в республиканскую библиотеку имени Н.Крупской, написанное в августе 1968 года. Он интересуется судьбой уфимского рисунка и его "спасителями".
Выяснилось, что Петровы - семья потомков генерал-майора Петрова Павла Ивановича, близкого родственника М.Ю.Лермонтова. В Ставрополе у него неоднократно останавливался поэт во время ссылки в 1837 году. По просьбе генерала Лермонтов переписал ему свое стихотворение "Смерть поэта". Кроме того, в доме Петровых имелся рукописный список поэмы "Демон", рисунок "Тамань", акварельные портреты В.А.Лопухиной, несколько картин, написанных Лермонтовым во время путешествия по Кавказу и подаренных семье Петровых. Значит, рисунок "Тамань" был в семейном старинном альбоме Петровых еще в Ставрополе, в 1837 году. Краевед Ф.Ахмерова высказывает предположение, что этот альбом мог оказаться в руках коллекционера В.Хохрякова и остаться в Уфе после его отъезда. Но это только предположение.
Еще один интересный факт. В поэме "Монго" Лермонтов представляет себя скачущим на башкирском скакуне:
Храпя, мотает длинной гривой
Под ним саврасый скакунок,
Степей башкирских сын счастливый.
Оказывается, в период работы над поэмой бабушка Елизавета Алексеевна подарила любимому внуку тройку башкирских лошадок. Это была не просто тройка, а чудо-тройка. Михаил Юрьевич вместе с двоюродным братом сразу же стали объезжать новенькую упряжку. Лошади были чудо как хороши. Они несли седоков так, что ветер свистел в ушах, а лошадям хоть бы что - даже не вспотели.
Об этом рассказано в книге А.С.Марченко "С подорожной по казенной надобности", изданной в Москве в 1984 году.
В Уфе, в Черниковке, есть улица Лермонтова (часть бывшей улицы Худайбердина). Название получила 1 ноября 1949 года.