Волны жизни Галимджана Ибрагимова

Среди многочисленных улиц Уфы есть в Советском районе просторный, утопающий летом в зелени бульвар Ибрагимова. Приятно пройтись в жаркий день по тенистой аллее, отдохнуть на воздухе. Улица в последние годы интенсивно обновляется. Там и тут возникают многоэтажные жилые дома, объекты культурно-бытового назначения.

С 1967 года эта улица носит имя выдающегося татарского писателя Ибрагимова. Тогда трудящиеся Татарии и Башкирии торжественно отметили 80-летие со дня его рождения.

Классик татарской литературы, вписавший одну из блестящих страниц в ее историю, крупный филолог и историк, известный общественный деятель Галимджан Гирфанович Ибрагимов родился 12 марта 1887 года в селе Султанмурат (ныне Аургазинского района Башкортостана). С 1898-го по 1905 годы Галимджан учился в Оренбургском медресе.

Он был участником движения протеста передовой части шакирдов (учащихся) против схоластики и фанатизма. "Медресе должно давать знания и воспитание, пригодные для жизни", - говорил Ибрагимов. За свое свободомыслие и страстную защиту новых идей, за организацию массового выступления шакирдов он был исключен из медресе. Вскоре он переезжает в Уфу и поступает в медресе "Галия".

Но и здесь Ибрагимов уже на втором году учебы открыто выступает против программы и системы обучения, а также против руководства заведением. И снова его изгоняют...

Юноша скитается по России. Живет в юртах у казахов, обучая их детей грамоте, голодает вместе с уральскими рабочими. В эти годы он пробует свое перо. Уже в ранних рассказах стремится затронуть важные социальные проблемы, создать образы людей, выступающих против патриархальных порядков.

В 1909 году Ибрагимов приезжает в Казань со страстным желанием учиться. Но в университет поступить не удалось - неблагонадежный. Он самостоятельно знакомится с классикой мировой литературы. Его особенно заинтересовали работы Виссариона Белинского. В 1911 году он пишет о нем статью и ставит вопрос о внедрении эстетических принципов Белинского в татарскую литературу.

В 1912 году Ибрагимов публикует первое крупное произведение "Молодое сердце", принесшее ему популярность.

В 1913 году он едет в Киев, устраивается вольнослушателем в университет, вступает в тайную организацию мусульманских студентов, пытавшихся распространять революционную литературу. 17 апреля ее руководители были арестованы, в том числе Ибрагимов. Он просидел в тюрьме два месяца и до Февральской революции был под гласным и негласным надзором полиции.

В 1915 году Галимджан Ибрагимов возвращается в Уфу и принимает предложение стать преподавателем медресе "Галия". Под его влиянием во многом изменилась общая обстановка в медресе, улучшилось преподавание литературы, языка.

В 1917 году он едет в родное село Султанмурат навестить родных. Здесь его застает весть о Февральской революции. Он немедленно уезжает в Уфу, бросает медресе и погружается в революционную работу. Начинает издавать в содружестве с писателем Ф.Сайфи газету "Ирек" ("Воля") - одну из первых революционных газет на татарском языке, а с сентября 1917 года редактирует газету "Наш путь".

В январе 1918 года Ибрагимов едет в Петроград. Он участвует с правом решающего голоса в работе III Всероссийского съезда Советов, где избирается членом ВЦИКа. Затем работает заместителем председателя Центрального мусульманского комиссариата при Народном Комиссариате по делам национальностей.

В этих дни Галимджан Ибрагимов встречается и беседует с Владимиром Ильичом Лениным. Внимание и доверие вождя взволновало и окрылило татарского революционера, он принимается за работу с удвоенной энергией, порывает с левыми эсерами и вступает в большевистскую партию.

Летом 1919 года, когда колчаковцы представляли серьезную опасность для страны, Ибрагимов политотделом 5-й армии Восточного фронта направляется в тыл врага для сбора разведсведений и организации подпольной работы. Об этом впоследствии он писал: "Изменив свое имя, наведя грим, сменив одежду, я оказался в самой гуще контрреволюции... Работал подводчиком, ямщиком, затем продавцом торгового отдела Петропавловского казначейства. Ездил из села в село, продавая сельхозинвентарь; побывал на Урале, в Восточной Сибири и через Курган возвратился на родную землю. Четыре месяца этого опасного путешествия дали мне как художнику-революционеру материал для работы на многие годы вперед".

Галимджан Ибрагимов был председателем редколлегии издательского отдела Центрального бюро тюркских народов при ЦК РКП(б) и тем самым положил начало изданию на татарском и других тюркских языках книг по марксизму- ленинизму, истории партии и теории литературы.

После Гражданской войны Ибрагимов в основном занимается литературной деятельностью. В советские годы он написал и опубликовал такие произведения, как роман "Наши дни", посвященный первой русской революции, романтическая повесть "Сказание о красных цветах" - о судьбах людей в эпоху революционных бурь, новый вариант повести "Судьба татарки" - о бесправном положении женщины в классовом обществе, роман "Дочь степи" - о сложных процессах межродовой борьбы и существенных сдвигах в сознании масс в дореволюционной казахской действительности, а также многоплановый роман - крупное эпическое полотно "Глубокие корни", рисующее острую классовую борьбу за утверждение новых взаимоотношений людей.

В 1932 году ЦИК РСФСР за заслуги в развитии татарской советской литературы присвоил Ибрагимову в числе немногих писателей звание Героя Труда.

В последние годы Ибрагимов из-за тяжелой болезни жил в Ялте, работал над завершением трилогии "Волны жизни", заканчивал вторую книгу истории революционного движения среди татар (октябрьский период), писал "Теорию литературы". Ибрагимов был репрессирован. Смерть, наступившая 26 января 1938 года, прервала его творчество.


Оставить комментарий к статье — Волны жизни Галимджана Ибрагимова


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений