Вы с нами, Мустай и Салават!

Пять лет назад, 21 сентября 2005 года, скончался Мустай Карим. А 26 сентября отмечается 210-я годовщина ухода из жизни Салавата Юлаева. Народный поэт, лауреат высших государственных литературных премий СССР и республики, воин-орденоносец Великой Отечественной, Герой Соцтруда. И легендарный батыр, сподвижник и любимец Емельяна Пугачева, национальный герой. Личности огромного масштаба, они занимают особое место в истории и духовной жизни башкирского народа, в его душе.

В одном из интервью, отвечая на вопрос, какое из созданных им произведений ему особенно дорого и кто из его героев ему наиболее близок, Мустафа Сафич назвал трагедию "Салават. Семь сновидений сквозь явь" и ее заглавного персонажа. Эту пьесу он написал в 1971 году, первую ее постановку осуществил Башкирский академический театр драмы. Мне довелось побывать на премьере этого спектакля. Он поразил оригинальностью драматургического материала, глубиной разработки темы, сложностью образа главного героя, очень убедительно воплощенного на сцене артистом Ахтямом Абушахмановым. Автор исследовал не победный период жизни 22-летнего вождя повстанцев, когда в полной мере раскрылся его талант полководца и он громил правительственные войска, брал крепости и города. Нет, он показывает своего героя после подавления восстания. Допросы и пытки, жестокое телесное наказание - по 175 ударов кнутом "в местах совершения преступления" ему и его отцу, кандалы и десятилетия каторжных работ в каменоломнях города-крепости Балтийский Порт - все это не могло сломить его дух. Его больше терзало, угнетало и мучило сознание того, что он виновен в страданиях побежденного народа. Он снова и снова задавал себе вопрос, почему не удалось победить, если дело, за которое поднялся народ, справедливо.

"...Чем же все-таки объяснить то, что в течение двух столетий Салават остается первым башкиром, превратившись в символ своей нации? - ставит вопрос Мустай Карим в своей статье, посвященной Салавату Юлаеву и концептуально озаглавленной употребленными в приведенной цитате ключевыми словами первый башкир. И так отвечает на этот вопрос. - Видимо, прежде всего его человеческая личность соответствовала требованиям того времени и тех событий. Соединение в нем двух главных качеств - поэта и воина - более полно отражало духовный облик самого народа... Его помыслы намного опережали время. Из всех предводителей многих башкирских восстаний он первый предугадал, что свободу и независимость невозможно завоевать в одиночку, потому он пошел к русскому казаку Емельяну Пугачеву и под свое знамя собрал не только башкир, но и другие народности, живущие в башкирском крае.

Пробудившись сам, словом и делом пробудил он подлинное национальное самосознание башкир - самосознание, вытекающее из понимания общности судеб разных народов, исключающее превосходство одних над другими".

Разлучив Салавата с родиной и народом, палачи уж никак не ожидали, что и на каторжной чужбине он может завоевать симпатию свободного эстонского населения города-крепости, которое одарило его дружбой и любовью. А когда это произошло, тюремное начальство предприняло все меры, чтобы лишить опасного каторжника человеческого окружения, отселив местных жителей подальше от каземата, где содержались Салават и его отец.

Такая духовная изоляция становится для Салавата невыносимой, он предпочитает смерть подобному существованию. Потрясает финальная сцена спектакля - Салават, подняв руки над головой, входит в море.

Когда Мустай Карим писал трагедию, он исходил из своей версии об обстоятельствах смерти героя, поскольку исторических документов на этот счет не было. Поэт вправе был увидеть таким финал жизни Салавата, считая, что герой не мог дальше мириться со своим положением. Но со временем соответствующий документ был обнаружен в фондах Эстонского исторического архива. Это рапорт майора Карла Дитмара, командира штатной инвалидной команды, в ведении которой он имел "находящихся там каторжных невольников", в том числе осужденных к пожизненной каторге "по делу государственного злодея Пугачева". В этом документе, посланном в Эстляндское губернское правление 28 сентября 1800 года, он сообщает, что "сего месяца 26-го числа помре каторжной невольник Салават Юлаев". Информация, содержащаяся в этом рапорте, опровергает версию о самоубийстве.

В 1999 году известный поэт, прозаик и драматург Газим Шафиков написал стихотворение "Глас поэта" и посвятил его 80-летнему Мустаю Кариму. В нем он трогательно вспоминает, как 40 лет назад мэтр подарил ему, тогда 20-летнему, книжку своих стихов:



Досель храню, как амулет,

Ту книжку вашу,

Которой нынче 40 лет -

Подумать страшно!



"С надеждой светлою дарю:

Поэт - поэту!"

...Я до сих пор благодарю

За надпись эту.



Она мне распахнула путь

В стихию Слова,

Неугомонную, как ртуть,

Как скрипка соло.



Еще благодарю я Вас

За то, что есть Вы,

За то, что Ваш певучий глас

Жив повсеместно,



И верю: будет жив, пока

Есть голос Божий,

И, значит, это - на века,

И даже - дольше!





Уже пять лет нет с нами Мустая Карима и 210 - Салавата Юлаева. Но как хочется вместе с русским поэтом воскликнуть:



Не говори с тоской: их нет,

Но с благодарностию: были!



Фото с сайта bvi.rusf.ru.


Оставить комментарий к статье — Вы с нами, Мустай и Салават!


Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com

Доска объявлений