Энциклопедия Башкирии → БАЛЕТ

БАЛЕТ — БАЛЕТ, вид сценического иск-ва; спектакль, содержание к-рого воплощается в музыкально-хореографич. образах.

БАЛЕТ Сцена из балета "Ромео и Джульетта" С.С.Прокофьева.

Башкирский балет, артистический состав и худ.-сценическая деятельность балетной труппы Гос. театра оперы и балета Республики Башкортостан (ТОБ) опирается на акад. школу рус. классического балета, и широко использует традиц. формы баш. хореографии. Синтез классического танца и его совр. модификаций с поэтикой баш. нар. танца определяет худ. своеобразие хореогр. произведений ТОБ на нац. темы. Первый состав балетной труппы ТОБ под худ. рук. балетмейстеров К.В.Матсона, Н.Г.Зайцева, Ф.А.Гаскарова сложился в 1941 из выпускников хореогр. отделения Баш. техникума иск-в (1938) и баш. студии Ленинградского хореогр. уч-ща (ЛХУ; 1941, 1943). Башкирский Б. выдвинул плеяду классических танцовщиков, заложивших традиции нац. иск-ва. Это З.Насретдинова, Х.Сафиуллин, Т.Худайбердина, Х.Мустаев, Ф.Саттаров, Г.Сулейманова, М.Тагирова, Ф.Юсупов, Ф.Ахметшин, Г.Хафизова, Ф.Грюнвальд. В 1953-55 в хореогр. студии при ТОБ занимался и дебютировал в спектаклях театра ("Дон Кихот" Л.Ф.Минкуса, "Журавлиная песнь" Л.Б.Степанова и др.) буд. корифей мирового балета Р.Х.Нуреев. За первые 15 лет своего существования, начиная с "Коппелии" Л.Делиба (пост. Зайцев по А.Сен-Леону и А.А.Горскому) и до Декады баш. лит-ры и иск-ва в Москве (1955), труппа выработала долговр. худ. программу, объединила вокруг себя видных композиторов, хореографов, сценографов, режиссеров. В репертуаре было ок. 30 развернутых и одноактных спектаклей, хореогр. миниатюр, таких как "Лебединое озеро" П.И.Чайковского, "Тщетная предосторожность" Л.Герольда - П.Гертеля, "Шехерезада" Н.А.Римского-Корсакова, "Эсмеральда" и "Конек-Горбунок" Ч.Пуньи, "Красный мак" Р.М.Глиэра, "Бахчисарайский фонтан" Б.В.Асафьева, "Лауренсия" А.А.Крейна, "Элегия" С.В.Рахманинова и др. в пост. Зайцева, Гаскарова, Е.К.Войтович, Сафиуллина, Саттарова, Л.И.Лукина, В.Х.Пяри.

БАЛЕТ Сцена из балета "Жизель" Адана. Жизель - Л.Куватова, Альберт - Р.Усама.

Сложился репертуар собствственно баш. спектаклей. Лучшим произв. баш. Б. периода становления был спектакль "Журавлиная песнь" ("Сынрау торна"; 1944, 1955): либретто Гаскарова, музыка Степанова, хореография Н.А.Анисимовой, сценография Г.Ш.Имашевой (во 2-ой ред. М.Н.Арсланова). В основу муз.-хореогр. драмы был положен лит. сценарий, в к-ром переплелись языческие мифы, родовые обряды и соц. коллизии баш. старины. Музыка балета представляет собой циклическую структуру, включающую темы баш. нар. песен и мелодий и соединяющую сюитную форму с симф. развитием лейтмотивов. Танцевально-пластическая партитура синтезировала классический танец с нар. танцами и обрядами башкир. Большой удачей спектакля явились обращение к хореогр. симфонизму в сцен. действии и воплощение классически завершенного образа Журавля - тотемной птицы древних башкир, худ. символа свободолюбия и патриотизма народа. Тема Б. "Журавлиная песнь", его муз. и хореогр. воплощение вдохновили на создание балетных спектаклей "Зюгра" ("Зэhрэ", 1947; музыка Н.Г.Жиганова, либретто и хореография Гаскарова, сценография Арсланова) и "Горная быль" ("Карт таузар хикэйэте", 1951; комп. А.С.Ключарев, либреттист и художник те же, хореография Войтович и Сафиуллина).

Событиям Крестьянской войны 1773-75 гг. и подвигу Салавата Юлаева был посвящен балет "Горный орел" ("Урал бэркэтэ", 1959; либретто и музыка Х.Ф.Ахметова и Н.Г.Сабитова, хореография К.Д.Карпинской, декорации Арсланова). Глубокую психологическую драму о судьбах поколений, разъединенных классовой борьбой, представлял балет "Гюльназира" ("Гэлнэзирэ"), воссоздавший ист. и нравственные перипетии гражданской войны в Башкирии (1963; комп. Сабитов, балетм. С.В.Дречин, худ. В.И.Плекунов). Соц. и нравственные коллизии старой баш. деревни нашли воплощение в балете "Черноликие", созданном по мотивам одноим. повести М.Гафури ("Кара йэззэр", 1965; композиторы Х.Ш.Заимов и А.Г.Чугаев, балетм. Х.Ф.Мустаев, худ. Арсланов). Хореография произв. опиралась на т.наз. действенный танец, включающий сквозные пластические линии и формы, почерпнутые преим. из языка нар.-характерного танца. Трагедия "черноликих" находила свое выражение в контрасте лирики и гротеска. В спектакле о Салавате культивировался героический образ. Бал. "Гюльназира", воплощавший дух восставшего народа, развертывал, пр. всего массовые ансамбли, вобравшие в себя все многообразие театральной пластики.

Подвигу народа в Великой Отечественной войне 1941-45 гг., жестоким жизненным испытаниям послевоен. действительности были посвящены два балета композитора Сабитова "Люблю тебя, жизнь" ("Яратам hине, тормош!", 1967; хореография Л.С.Бородулина, сценография Арсланова) и "Страна Айгуль" ("Айгэл иле", 1971; либретто И.М.Каримова и Сабитова по одноим. драме М.Карима, хореография И.Х.Хабирова, худ. Арсланов). В обоих произв. поэтика акад. балета соединена с драматически наполненным танцем, пантомимой и выразит. мимикой.

Ист. прошлое, полулегендарный быт древних башкир и их родоплеменная организация, мифологическое мышление народа и исламский провиденциализм явились источником поэтических идей и образов балета "В ночь лунного затмения" ("Ай тотолган тэндэ", 1982; либретто Э.С.Ахметовой по одноим. трагедии Карима, музыка М.Х.Ахметова, хореография Б.В.Танина, сценография Б.Е.Ефима). Многозначная трагедийная метафора объединяла лит. тему, музыку и хореографию произв., олицетворяла диалектику нравственного сознания, обнажая тем самым противоречивость моральных принципов совр. человека. Пластическая ткань спектакля соединяла разл. хореогр. системы - от классического танца до авангарда.

Поисками новых поэтических и стилевых решений отмечены хореогр. спектакли для детей и юношества. Это балеты-сказки комп. Сабитова - "Буратино" (1960; балетм. Сафиуллин) и "Мурзилка-космонавт" (1964; балетм. Г.И.Язвинский), комп. М.Ахметова - "Маугли" (1975; балетм. Н.А.Хасан-Ахунов), комп. Р.М.Хасанова - "Легенда о курае" ("Kурай тураhында легенда", 1979; балетм. Э.Х.Танн) и др.

О проф. мастерстве, богатом творч. потенциале свидетельствовал репертуар ТОБ 1955-75 гг., на к-рые пришелся пик худ. развития баш. Б. Лучшими спектаклями классич. и совр. репертуара стали "Спящая красавица" и цикл одноактных произв. Чайковского, "Жизель" и "Корсар" А.Адана, "Баядерка" и "Дон Кихот" Минкуса, "Золушка" С.С.Прокофьева, "Болеро" М.Равеля, "Тропою грома" К.А.Караева, "Берег надежды" А.П.Петрова, "Шурале" Ф.З.Яруллина и мн. др. Яркими страницами баш. Б. являются собств. редакции спектаклей на классич. темы. Это "Ромео и Джульетта" Прокофьева в пост. Л.Лавровского и Ю.Дружинина, "Орфей" Е.И.Фомина и "Пер Гюнт" Э.Грига в пост. В.Могильды, "Кармен-сюита" Ж.Бизе-Р.Щедрина в пост. А.Плисецкого, "Барышня и хулиган" Д.Д.Шостаковича, сюиты из балетов "Пахита" Э.Дельдевеза и Минкуса, "Спартак" А.И.Хачатуряна в пост. Н.Маркарьянца, "Сеньора из Валенсии" Ю.С.Саульского в пост. Г.Гусева и другие.

Становление и худ.-эстетическое развитие баш. Б. воплотились в т-ве 3-4-х поколений танцовщиков. На рубеже 1950-60-х в труппу влились и заняли в ней ведущее место воспитанники ЛХУ Ф.Нафикова, Э.Тимергазина, И.Хабиров, В.Галимова, А.Бикчурин, Э.Сулейманова, С.Саттарова и др.; в 1960-70-е гг. пришли в баш. Б. Л.Куватова, Ш.Терегулов, Ю.Ушанов, Р.Изгина, Л. и В. Шапкины, З.Ильясова, Ф.Мустаева, А.Валеев и др. воспитанники Ленинградского и Пермского хореогр. уч-щ; в 1970-80-е - Р.Зарипов, М.Даукаев, Ф.Рахмангулова, Л.Лугина, Э.Валеев, Г.Сабирова, Б.Юлдашев, Х.Мухаметшин, Г.Зараменская, К.Исмагилова и мн. др.

С нач. 1980-х баш. Б. переживает творч. кризис, связанный с распадом худ.-эстетической программы, распылением артистических кадров. Подъем определился с открытием Уфимского хореографического училища (1986) и вступлением ТОБ в творч. сотрудничество с деятелями Большого театра России. Баш. Б. пополнился первыми выпускниками уч-ща (Р.Рыкин, Д.Даможиров, О.Тарова, Б.Терегулова, А.Фатхлисламов, Т.Краснова, Р.Закирова, Н.Сологуб, А.Кубагушев, А.Шайдуллин и др.) В худ. работе балетной труппы ТОБ принял участие выдающийся хореограф Ю.Н.Григорович. Постановка Б. "Тщетная предосторожность" на муз. П.Гертеля, Л.Герольда, Ж.Бизе, Ч.Пуньи и др., нов. редакции спектаклей "Лебединое озеро", "Щелкунчик", "Дон Кихот" и др., поставленные на сцене ТОБ РБ, обеспечили высокий творч. подъем в деятельности труппы, определили новый худ. уровень баш. балета.

Лит.: Хайруллин Р. Мастера балетного искусства Башкирии. Уфа, 1963; Саитов С. Танец ликующий. Уфа, 1968; Ахмадеева Г.Н. Башкирский балет //Музыка композиторов БАССР (СССР) и округа Галле (ГДР). Уфа, 1990.

Р.Н.Хабирова, С.С.Саитов.
Другие термины, персоны и определения на "Б": 
Краткая энциклопедия "Башкортостан" БАБИЧ Шайхзада Мухаметзакирович (2.1.1895, с.Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского р-на РБ - 28.3.1919, с.Зилаир Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного р-на РБ), башкирский поэт, классик национальной поэзии....
БАБИЧЕВА Тансулпан Дагиевна (р.15.5. 1953, г.Давлеканово БАССР), баш. актриса. Нар. арт. РБ (1994), засл. арт. РФ (1991) и БАССР (1980). Окончила Уфим. гос. институт искусств в 1974, с этого же года актриса Башкирского академического театра драмы им....
БАДЕР Отто Николаевич (29.6.1903, с.Александровское Гадячского у. Полтавской губ. - 2.4.1979, Москва), археолог. Д-р ист. наук (1964). Окончил Московский гос. ун-т (1926). Принял участие в формировании методики, методологии и тематики сов....
БАДМИНТОН. В 1966 сборная БАССР (В.Бажуткина, В.Шильников, Н.Шихов), возглавляемая Т.Гариповым, впервые выступила во всесоюз. соревнованиях на Кубок им. летчиков-космонавтов СССР и заняла 3-е место во 2-й группе....
БАДРАК , племя в составе табынской группы башкир. Родового деления не имеет.  - Осн. тамга. Б.древнетюркского происхождения. До переселения в Центр. Башкирию племя жило в низовьях р. Ик. Лит.: Кузеев Р....
БАЗАРГУЛ ЮНАЕВ (сер. 18 - нач. 19 в.), баш. старшина Мякотинской (Бекатинской) вол. Исетской провинции Оренб. губ., деп. Уложенной комиссии 1767-69. Один из предводителей Крестьянской войны 1773-75. Сын вол....
"БАИК" ("Байыk"), старинный баш. нар. танец, к-рый изначально исполнялся во время эпич. представления. Возникновение танца и одноим. песни связано с именем сэсэна Баика Айдара. В 19 в. танец выделился в самостоят....
БАИК АЙДАР (1710, д.Махмутово Мурзаларской вол. Златоустовского у. Уфимской губ., ныне Салаватского р-на РБ - 1814), баш. нар. сэсэн. Сын тархана Байназара. Участник баш. восст. 1735-40 и 1755-56 (см. Башкирские восстания 17-18 вв....
БАИМОВ Мухтар Ахметгазиевич (10.5. 1905, д.Баимово Верхнеуральского у. Оренбургской губ., ныне Баймакского р-на РБ - 10.7.1938), баш. филолог, обществ. деятель, переводчик, журналист. В 1920-21 - учитель школы 1-й ступени в дер....
БАИМОВ Роберт Нурмухаметович (р.10.1. 1937, д.Утяганово Кармаскалинского р-на БАССР), баш. писатель, литературовед. Чл.-корр. АН РБ (1992), д-р филол. наук (1983), проф. (1984). Засл. деятель науки БАССР (1986)....
БАИТ (бэйет), песня-сказ. Термин Б. (араб. бейт) заимствован из классич. поэзии Ближн. и Ср. Востока, букв. означает двустишие, из к-рого складываются газели, касыды, рубаи и др. В баш. фольклоре Б. называют одну из поэтических форм эпического жанра....
БАИШЕВ Тагир Галлямович (15.8.1886, д.Халилово Златоустовского у. Уфимской губ., ныне Дуванского р-на РБ - 1974, Уфа), баш. языковед. Канд. филол. наук (1950). Окончил отделение башкирского языка и лит-ры Баш....
БАИШЕВ Фаниль Нафикович (15.1.1956, д.Мунасово Белокатайского р-на БАССР - 6.1.1993, Уфа), баш. ученый-востоковед. Канд. ист. наук (1992). Окончил вост. ф-т Ленинградского гос. ун-та им. А.А.Жданова (1983)....
БАЙБУРИН Габдулла Гиндуллович (1.3. 1925, с.Сафарово Уфимского кантона БАССР, ныне Чишминского р-на РБ - 19.4.1994, Уфа, похоронен в с.Сафарово), баш. поэт, прозаик, драматург, переводчик. Засл. работник культуры РСФСР (1985)....
БАЙКАРА ТУНЖЕР (р.7.7.1940), турецкий историк. Д-р, проф., член Ин-та по исследованию тюркской культуры и Тюрк тарих куруму (акад. учреждение по иссл. истории тюрк. народов), др. науч.-иссл. учреждений....
БАЙКОВА Римма Ивановна (р.10.1.1925, Ульяновск), рус. актриса. Засл. арт. РСФСР (1974), БАССР (1966). По окончании драм. студии при Пензенском обл. драм. театре (1951) актриса Пензенского и Иркутского обл....
БАЙЛАР, племя в составе икской группы башкир. Родами Б. являются сураш, салагуш, калмыш. - Основные тамги.Этнические истоки Б. - в среде тюрко-монгольских племен в период их пребывания в Центр.Азии, на Алтае и массовой миграции на З....
БАЙМАК (Баймаk), город, адм. центр Баймакского р-на, расположен на Ю. Башкирского Зауралья, на р.Таналык (пр. Урала), в 35 км к Ю.-З. от жд. ст. Сибай, на автомоб. дороге респ. значения Ира-Зилаир-Сибай-Магнитогорск....
"БАЙМАК", грузовой теплоход, построенный Николаевским судостроит. з-дом в 1966. Находится в ведении Черноморского пароходства (г.Одесса). Водоизмещение 19 тыс. т, грузоподъемность 12 тыс. т....
БАЙМАКСКИЙ РАЙОН (Баймаk районы) расположен в юго-вост. ч. РБ. На В. граничит с Челябинской обл. Образован в 1930. Пл. 5432 км2. В пределах р-на находятся гг. Баймак, Сибай и пгт Тубинский. Адм. центр р-на - г....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com