Энциклопедия Башкирии → БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ

БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ — БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫ имени М.Гафури, государственный, ордена Трудового Красного Знамени (БГТД; БАТД). Учрежден 4.12.1919 в Стерлитамаке как 1-й Башкирский государственный театр. Худ. рук. и директор В.Г.Муртазин-Иманский.

БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫСцена из спектакля "Бибинур, ах, Бибинур!" Ф.Булякова.

Складывался в течение длит. времени из професс. и полупрофесс. сценич. объединений "Фажига вэ мосэккин исламия", "Сайяр", "Нур", "Ширкэт", красноарм. театров времен Окт. рев. и гражд. войны. В 1-й состав труппы входили А.Абзелилов, С.Валиев-Сульва, М.Гайнисламова-Казаккулова, Г.Гумерская, И.Зайни, М.Иманская, Г.Карамышев, Х.Сабитов, Ф.Самитова, Е.Шляхтина-Сыртланова, Р.Урманцева, Г.Ушанов, З. и Р. Якуповы, худ. С.Якшибаев, зав. муз. частью - комп., актер и драматург Х.К.Ибрагимов. Репертуар включал произв. баш. драматургии: "Салават-батыр" и "Акшан-батыр" А.Инана (Ф.Сулейманова), "Витязи Отчизны" Ф.Туйкина, "Галиябану" М.Файзи (в ред. Муртазина-Иманского), "Ашкадар" и "Алпамыша" М.Бурангулова, "Мактымхылу" и "Карагул" Д.Юлтыя, "Башмачки" и "Зульхабира" Ибрагимова, агитпьесы на темы дня, произв. тат. драматургии "Несчастный юноша" Г.Камала, "Брачный договор" Г.Исхаки, "Неравные" Ф.Амирхана, "Тагир и Зухра" Ф.Бурнаша, "Враги" Ф.Сайфи-Казанлы. Из мировой классики ставились: "Царь Эдип" Софокла, "Скупой" и "Лекарь поневоле" Ж.-Б.Мольера, "Ревизор" Н.В.Гоголя, "Без вины виноватые", "Гроза", "На бойком месте" А.Н.Островского, "Свадьба Кречинского" А.В.Сухово-Кобылина. Худ.-эстетическая концепция театра этих лет представляла собой синтез европ. театр. канонов, преломленных в эстетике просветительского реализма (см. Просветительство в Башкирии), и поэтики народного театра.

БАШКИРСКИЙ АКАДЕМИЧЕСКИЙ ТЕАТР ДРАМЫСцена из спектакля "Башкирская свадьба" М.Бурангулова.

В 1922, с созданием Большой Башкирии, коллектив 1-го Баш. гос. театра переводится в Уфу, объединяется с тат.-баш. труппой Уфим. гос. показательного театра и получает назв. Баш. гос. театра драмы. Гл. реж. были М.И.Муртазин (1922-24), затем - Ш.Г.Вахитов-Шамильский и Муртазин-Иманский. В 1924 принимается долговрем. программа стр-ва баш. нац. театра академ. характера. В труппу БГТД приходят Д.Абдульманова-Даутова, Х.Галимов-Бухарский, Г.Мингажев, Х.Рафикова, Т.Рашитова, М.Хабибуллин, Б.Юсупова, кураисты Ю.Исянбаев и Х.Ахметов, певец Г.Альмухаметов, танцовщик Ф.Гаскаров и др. корифеи баш. нац. иск-ва. С открытием театр. отд. (1926) при Баш. техникуме иск-в к проф. деятельности на сцене привлекаются учащиеся техникума З.Бикбулатова, Т.Бикташева, В.Галимов, Т.Имашев, А.Мубаряков, Ф.Нагаева, А.Садыков, А.Садыкова, С.Саитов, Р.Сыртланов, Г.Шамуков и др. Худ. сезон 1929-30, вошедший в историю БГТД как переломный (участие коллектива в Олимпиаде иск-в народов СССР в Москве, 1930), явился итогом эстетических преобразований в театре и отразил содержание реформаторской деятельности реж. М.А.Магадеева. С этого времени БГТД переходит на башкирский литературный язык; объявляет о своей приверженности творч. системе К.С.Станиславского и худ. манифесту В.Э.Мейерхольда "Театральный Октябрь"; заключает договор о творч. сотрудничестве с Малым театром СССР. В 1935 БГТД присваивается звание академического.

Во 2-ой пол. 30-х - нач. 40-х в БАТД вливается большая группа актеров, реж., музыкантов: Л.Ахтямова, Ф.Галимов, З.Игдавлетов, Ф.Камалетдинова, Х.Кудашев, Г.Сулейманов, Р.Файзи, Г.Якупов, Р.Янбулатова и др. Худ. рук. А.К.Мубаряков (1937-38), Т.Г.Имашев (1938-39, 1941-42), Х.Г.Галимов-Бухарский (1939-41), В.Г.Галимов (1942-45); сценографы - С.И.Никандров, Г.Ш.Имашева, М.Н.Арсланов; муз. оформление осуществляли комп. К.Ю.Рахимов, М.М.Валеев, Т.Ш.Каримов и др. Были поставлены спектакли об истории баш. народа "Салават и Пугачев" Инана, Юлтыя и Муртазина-Иманского, "Салават" Муртазина-Иманского, "Ынйыкай и Юлдыкай" Х.Габитова, "Башкирская свадьба" и "Невестка Шаура" Бурангулова, "Черноликие" М.Гафури, "Зимагоры" С.Мифтахова, "Карлугас" Б.Бикбая. Значит. место в репертуаре занимали ист.-рев. пьесы баш., тат. и рус. драматургов "Запоздавший приказ, или Валидовщина" Ш.Усманова и Магадеева, "Алатау" А.Тагирова, "Мятеж" Д.Фурманова, "Бронепоезд 14-69" Вс.Иванова, "Как закалялась сталь" Н.Островского, "Исход" Н.Исанбета, "Потоки" Т.Гиззата и мн. др. Активно ставились произв. на тему труда, прежде всего, пьесы об индустриализации и коллективизации Башкирии: "Завод" и "Образец" Тагирова, "Товарищ Сибай" И.Насыри, "Хакмар" - "Дружба и любовь" Мифтахова, "Культурный Шангарей" и "Портфель" Исанбета, "Рельсы гудят" и "Хлеб" В.Киршона и мн. др. Заметным событием театр. жизни респ. явились спектакли "Овечий источник" Лопе де Веги, "Отелло" У.Шекспира, "Мещанин во дворянстве" Ж.-Б.Мольера, "Борис Годунов" А.С.Пушкина, "Ревизор" Гоголя, "Разбойники" Ф.Шиллера, "Принцесса Турандот" К.Гоцци, "Альмансур" Г.Гейне, "Без вины виноватые" Островского, "Зеленый попугай, или В ночь взятия Бастилии" А.Шницлера, "На дне", "Егор Булычов и другие" А.М.Горького, "Шахнамэ" М.Джанана (по Фирдоуси) и др.

В годы Великой Отечественной войны иск-во БАТД приобрело ярко выраженное патриотич. звучание. В театре оперативно ставится ряд одноактных пьес С.Агиша, В.Витта, Г.Гумера, Ибрагимова, С.Кулибая, В.Суходольского, Шамукова и др.; его коллектив играет на призывных пунктах, в местах формирования воинских частей, в эшелонах, на вокзалах, а затем и в госпиталях. Актеры БАТД входят во мн. выездные фронтовые бригады, делегации трудящихся республики. В годы войны на сцене театра идут спектакли, подготовленные к запланированной в 1941 Декаде баш. лит-ры и иск-ва в Москве: "Салават Юлаев" по драме Бикбая и Г.Саляма, "Человек с ружьем" Н.Погодина, "На берегах Агидели" Р.Нигмати, "Башкирская свадьба" Бурангулова, "Профессор Мамлок" Ф.Вольфа, "Тансулпан" К.Даяна. Событиям на фронте, жизни тыла были посвящены спектакли "Лес шумит" по драме Нигмати, "Битва" К.Мэргэна и В.Кедрова, "Одна семья" Агиша и Витта, "Нашествие" Л.Леонова, "Женушка" Мубарякова в собств. пост., с Бикбулатовой в загл. роли, признанной на Всерос. смотре произв. нац. театров в 1945 одной из лучших актрис военных лет.

Политич. репрессии 1937-38 гг., Вел. Отеч. война нанесли урон эстетическим тенденциям, заложенным вед. деятелями БАТД. Начатая в кон. 30-х "чистка" репертуара, лит. языка, арсенала изобразительных средств с новой силой вспыхнула после войны под лозунгом борьбы с "буржуазным национализмом", "буржуазным космополитизмом", "формализмом в искусстве". Парт. орг-ция респ. снимает со сцены спектакли "Салават Юлаев", "Кахым-турэ, или 1812 год", "Идукай и Мурадым", "Зятек", "На берегах Агидели", "Женушка" и др., фактически приостанавливает весь репертуар БАТД 1945-46, за исключением отд. классических пьес. Ориентиром театра и драматургии становится т.наз. "теория бесконфликтности", на афише превалирует "производственная пьеса". Заметные произв. этого периода - "Кушкайын" Галимова по одноим. поэме С.Кудаша, "Девонские фонтаны" и "Свояки" И.Абдуллина, "Утро города" Мэргэна, "Ирендык" М.Хайдарова, "Тальянка" Г.Ахметшина, "Весенняя песня" Н.Наджми, "Одинокая береза" М.Карима. Выд. событием худ. жизни респ. явился спектакль реж. Галимова "Герои" - собств. инсц. романа А.Фадеева "Молодая гвардия". Классич. драматургию представляли "Женитьба Бальзаминова" и "Бесприданница" Островского, "С любовью не шутят" П.Кальдерона, "Живой труп" Л.Н.Толстого. Спектакли "Отелло" Шекспира, "Дядя Ваня" А.П.Чехова, "Черноликие" Гафури и "Одинокая береза" Карима были показаны на Декаде баш. лит-ры и иск-ва в Москве в 1955. Худ. рук-во театром осуществляют Бухарский (1945-48), К.Г.Бакиров (1948-50), Мубаряков (1950-51); худ. содействие акад. театру Башкирии в 1952-55 оказывают рус. реж. В.С.Витт, Е.А.Брилль, Л.М.Прозоровский и др. В послевоен. годы наблюдается приток новых кадров. Это актеры Г. и З. Арслановы, Р.Аюпов, Ф.Вахитов, Г.Гилязев, И.Дильмухаметов, К.Назиров, А.Нафикова, Д.Файзуллина, И.Юмагулов и др., сценографы Р.Х.Ибатуллин, С.М.Калимуллин, комп. и концертмейстеры Б.М.Гайсин, А.Д.Галиев, М.А.Рахматуллин.

С сер. 1950-х, после разоблачения культа личности Сталина, БАТД предпринимает плодотворные попытки реализовать свое право на самост. репертуарную политику и многообразие изобр.-выразительных средств. Изучаются худ. принципы рус. реж. Г.А.Товстоногова, А.В.Эфроса и др., обращаются к опыту "эпического театра" Б.Брехта и "бедного театра" Е.Гротовского, принимают во внимание теорию "реализма без берегов" 1960-х. Иск-во БАТД 1955-85 - сложное и динамическое соединение традиц. и новейших сценич. форм, поэтич. стилей, интегрированных в эстетике соц.-психологического реализма. Коллективом руководят гл. реж. Галимов (1956-71), Л.В.Валиев (1971-81), с 1981 Р.В.Исрафилов. На эти годы приходится расцвет т-ва реж. Ш.М.Муртазиной, к-рая возглавила процесс худ. преобразований в баш. театре.

Вехами худ.-эстетического развития акад. театра Башкортостана стали, гл. образом, произв., отражающие темы и проблемы так называемого экзистенциального выбора. К ист. судьбе своего народа, его воззрениям и вере, ценностям культуры и морали был обращен цикл спектаклей по драмам Карима "Похищение девушки", "Неспетая песня", "Страна Айгуль" (все в пост. Галимова), "В ночь лунного затмения", "Не бросай огонь, Прометей!", "И судьба - не судьба!", "Пеший Махмут" (все в пост. Исрафилова). Высокие худ.-эстетические идеалы были воплощены в спектаклях: "Участь одной любви" и "Озорная молодость" по пьесам Абдуллина, "Дуга с колокольчиками" Наджми, "Ненаглядная" М.Садыковой, "Зайтунгуль" и "Красный паша" Н.Асанбаева (пост. Валиева), "Он вернулся" и "Утраченные грезы" А.Атнабаева, "Не забывай меня, солнце!" и "Тринадцатый председатель" А.Абдуллина. Образцами высокой трагедии были спектакли, посв. подвигу народа в Вел. Отеч. войне: "Материнское поле", по одноим. повести Ч.Айтматова, "Лунные вечера Айхылу" Абдуллина, "Матери ждут сыновей" А.Мирзагитова (пост. Исрафилова). По классическим произв. поставлены спектакли: "Власть тьмы" Толстого (в пост. Галимова), "Макбет" Шекспира и "Магомет" Вольтера (оба в пост. Муртазиной), "Последние" Горького и "Всеми забытый" Н.Хикмета (оба в пост. Валиева), "Три сестры" Чехова (пост. Исрафилова), по пьесам совр. писателей - "Один потерянный день" А.Гиляжева, "Святая святых" И.Друцэ, "Старший сын" А.Вампилова.

В 1955-85 формируется артистический состав БАТД, во многом определивший эстетику т-ва совр. баш. актера. В нач. этого периода труппа пополняется выпускниками баш. студии ГИТИСа им. А.В.Луначарского: А.Абдразаковым, З.Атнабаевой, Р.Каримовой, Г.Мубаряковой, Ш.Рахматуллиным, Г. и Х. Сагитовыми, М.Султановым, М.Суяргуловым, Х.Яруллиным и др. В 1960-70-е в коллектив приходят воспитанники театр. школы Башкирии: А.Абушахманов, И.Валеев, З.Валитов, И.Газетдинова, Ф.Гафаров, Н.Ирсаева, Х.Мингазева, Р.Музагитов, Р.Набиуллин, Р.Сайфуллина, С.Сираева, Х.Фахреев, Р.Хисамова, А.Хусаинов и др. В нач. 80-х на акад. сцену выходят: И.Абдульманов, Т.Бабичева, Р.Гандалипова, Р.Загитов, С.Курбангалеева, И.Саитов, О.Ханов, Х.Шамсутдинов, Э.Юнусова и др. Режиссура представлена работами Р.М.Аюпова, Г.Г.Гилязева, В.К.Сайфуллина, польск. реж. И.-М.Цивиньской; сценография - Р.М.Арслановым, А.Х.Гиляжевым, Т.Г.Еникеевым. Муз. часть БАТД возглавляли комп. Ш.З.Кульборисов, Р.М.Хасанов; с театром сотрудничали также комп. З.Г.Исмагилов, Х.Ф.Ахметов.

Худ. пафос, идеи, формы и способы сценич. отражения действительности, освоенные БАТД в 1955-85 гг., во многом определили направление театра в совр. период. Переворот в обществ. укладе страны и инерция в образе жизни и мышлении людей обусловили известные противоречия в эстетич. взглядах, худ. практике гл. театра Башкирии. Проблематика эпохи нашла отражение в спектаклях "Помилование" Исрафилова по одноим. повести Карима, "Последний патриарх" по драме А.Абдуллина, "Миляуша, Горькая рябина" Асанбаева, "Хадия" Г.Шафикова, "Измена предкам" Ф.Богданова, "Вознесись, мой Тулпар!" и "Бибинур, ах, Бибинур!.." Ф.Булякова, "Кто-то теряет, кто-то находит" и "Я так долго ждал тебя" Н.Гаитбаева и др., созданных в ключе соц.-психологического реализма. Спектакли БАТД посл. лет - "В ночь лунного затмения" по трагедии Карима (пост. версия Исрафилова), "Башкирская свадьба" Бурангулова (сценич. ред. Исрафилова и Р.А.Султангареевой), "Любишь-не любишь?..." и "Камикадзе" Булякова, "Медея" Еврипида (пост. киргиз. реж. О.Ш.Еркембаевой), "Филумена Мартурано, или Женщина, которая не умела плакать" Э.де Филиппо (пост. А.А.Надыргулова), "Великодушный рогоносец" Ф.Кроммелинка (пост. Исрафилова). Появляются спектакли, отражающие становление нового уклада жизни, мировоззрение современника. Это, в частности, "Вечерняя трапеза" по драме Карима, "Райса + Файзи" Асанбаева, "Любовь моя живет в Америке" Р.Байбулатова, "Ночной гость" Богданова, "Выронил я из рук белый калфак" по мелодраме тат. писателя И.Юзеева, "Прощайте!" Т.Миннуллина и нек-рые др. Народная мудрость, глубокое духовное освоение человеческого бытия, возвращение в театр традиц. ценностей нац. культуры, в том числе и религиозных, вовлечение в сценич. т-во худ.-эстетического опыта мирового иск-ва характерны для совр. БАТД.

С конца 80-х гг. в коллективе работают актеры Г.Алтыншин, И.Гумеров, Г.Маликова, Х.Утяшев, М.Хайруллина, Р.Хакимов, С.Хакимова, И.Юмагулов, А.Юсупова и мн. др. Реж. театра - Надыргулов, Р.Усаев, Б.Манджиев, комп. - Ф.Арслангулов, М.Ахметов, С.Низамутдинов, И.Халилов, балетм. И.Филиппова.

Лит.: Мортазин-Иманский В., Сенэкэй Т. Татар театры тарихынан. М., 1926; Мэhэзиев М. Театр тураhында. Мэkэлэлэр йыйынтыгы. Эфэ, 1962; Кусимова С. Башкирскому академическому 75 лет. Уфа, 1995.

С.С.Саитов.
Другие термины, персоны и определения на "Б": 
Краткая энциклопедия "Башкортостан" БАБИЧ Шайхзада Мухаметзакирович (2.1.1895, с.Асяново Бирского уезда Уфимской губернии, ныне Дюртюлинского р-на РБ - 28.3.1919, с.Зилаир Зилаирского кантона БАССР, ныне одноименного р-на РБ), башкирский поэт, классик национальной поэзии....
БАБИЧЕВА Тансулпан Дагиевна (р.15.5. 1953, г.Давлеканово БАССР), баш. актриса. Нар. арт. РБ (1994), засл. арт. РФ (1991) и БАССР (1980). Окончила Уфим. гос. институт искусств в 1974, с этого же года актриса Башкирского академического театра драмы им....
БАДЕР Отто Николаевич (29.6.1903, с.Александровское Гадячского у. Полтавской губ. - 2.4.1979, Москва), археолог. Д-р ист. наук (1964). Окончил Московский гос. ун-т (1926). Принял участие в формировании методики, методологии и тематики сов....
БАДМИНТОН. В 1966 сборная БАССР (В.Бажуткина, В.Шильников, Н.Шихов), возглавляемая Т.Гариповым, впервые выступила во всесоюз. соревнованиях на Кубок им. летчиков-космонавтов СССР и заняла 3-е место во 2-й группе....
БАДРАК , племя в составе табынской группы башкир. Родового деления не имеет.  - Осн. тамга. Б.древнетюркского происхождения. До переселения в Центр. Башкирию племя жило в низовьях р. Ик. Лит.: Кузеев Р....
БАЗАРГУЛ ЮНАЕВ (сер. 18 - нач. 19 в.), баш. старшина Мякотинской (Бекатинской) вол. Исетской провинции Оренб. губ., деп. Уложенной комиссии 1767-69. Один из предводителей Крестьянской войны 1773-75. Сын вол....
"БАИК" ("Байыk"), старинный баш. нар. танец, к-рый изначально исполнялся во время эпич. представления. Возникновение танца и одноим. песни связано с именем сэсэна Баика Айдара. В 19 в. танец выделился в самостоят....
БАИК АЙДАР (1710, д.Махмутово Мурзаларской вол. Златоустовского у. Уфимской губ., ныне Салаватского р-на РБ - 1814), баш. нар. сэсэн. Сын тархана Байназара. Участник баш. восст. 1735-40 и 1755-56 (см. Башкирские восстания 17-18 вв....
БАИМОВ Мухтар Ахметгазиевич (10.5. 1905, д.Баимово Верхнеуральского у. Оренбургской губ., ныне Баймакского р-на РБ - 10.7.1938), баш. филолог, обществ. деятель, переводчик, журналист. В 1920-21 - учитель школы 1-й ступени в дер....
БАИМОВ Роберт Нурмухаметович (р.10.1. 1937, д.Утяганово Кармаскалинского р-на БАССР), баш. писатель, литературовед. Чл.-корр. АН РБ (1992), д-р филол. наук (1983), проф. (1984). Засл. деятель науки БАССР (1986)....
БАИТ (бэйет), песня-сказ. Термин Б. (араб. бейт) заимствован из классич. поэзии Ближн. и Ср. Востока, букв. означает двустишие, из к-рого складываются газели, касыды, рубаи и др. В баш. фольклоре Б. называют одну из поэтических форм эпического жанра....
БАИШЕВ Тагир Галлямович (15.8.1886, д.Халилово Златоустовского у. Уфимской губ., ныне Дуванского р-на РБ - 1974, Уфа), баш. языковед. Канд. филол. наук (1950). Окончил отделение башкирского языка и лит-ры Баш....
БАИШЕВ Фаниль Нафикович (15.1.1956, д.Мунасово Белокатайского р-на БАССР - 6.1.1993, Уфа), баш. ученый-востоковед. Канд. ист. наук (1992). Окончил вост. ф-т Ленинградского гос. ун-та им. А.А.Жданова (1983)....
БАЙБУРИН Габдулла Гиндуллович (1.3. 1925, с.Сафарово Уфимского кантона БАССР, ныне Чишминского р-на РБ - 19.4.1994, Уфа, похоронен в с.Сафарово), баш. поэт, прозаик, драматург, переводчик. Засл. работник культуры РСФСР (1985)....
БАЙКАРА ТУНЖЕР (р.7.7.1940), турецкий историк. Д-р, проф., член Ин-та по исследованию тюркской культуры и Тюрк тарих куруму (акад. учреждение по иссл. истории тюрк. народов), др. науч.-иссл. учреждений....
БАЙКОВА Римма Ивановна (р.10.1.1925, Ульяновск), рус. актриса. Засл. арт. РСФСР (1974), БАССР (1966). По окончании драм. студии при Пензенском обл. драм. театре (1951) актриса Пензенского и Иркутского обл....
БАЙЛАР, племя в составе икской группы башкир. Родами Б. являются сураш, салагуш, калмыш. - Основные тамги.Этнические истоки Б. - в среде тюрко-монгольских племен в период их пребывания в Центр.Азии, на Алтае и массовой миграции на З....
БАЙМАК (Баймаk), город, адм. центр Баймакского р-на, расположен на Ю. Башкирского Зауралья, на р.Таналык (пр. Урала), в 35 км к Ю.-З. от жд. ст. Сибай, на автомоб. дороге респ. значения Ира-Зилаир-Сибай-Магнитогорск....
"БАЙМАК", грузовой теплоход, построенный Николаевским судостроит. з-дом в 1966. Находится в ведении Черноморского пароходства (г.Одесса). Водоизмещение 19 тыс. т, грузоподъемность 12 тыс. т....
БАЙМАКСКИЙ РАЙОН (Баймаk районы) расположен в юго-вост. ч. РБ. На В. граничит с Челябинской обл. Образован в 1930. Пл. 5432 км2. В пределах р-на находятся гг. Баймак, Сибай и пгт Тубинский. Адм. центр р-на - г....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com