Энциклопедия Башкирии → ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ

ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ — ПАМЯТНИКИ АРХИТЕКТУРЫ, объекты строит. иск-ва, зодчества, являющиеся матер. свидетельством конкретной ист. эпохи, ее идеологии, архит.-строит. культуры и соц.-экон. отношений в об-ве. П.а. могут быть отдельно стоящие здания, относящиеся к гражд., культовой, военно-ист. архитектуре; групповые сооружения (ансамбли, комплексы, нпп., города). На терр. респ. насчитывается св. 300 зарегистрир. пам., представляющих архитектуру респ. с сер. 18 в. Архит. сооружения предыдущих эпох почти не сохранились. В 1981 при Мин-ве культуры БАССР создана Спец. научно-реставрац. производств. мастерская, к-рой проведены реставрац. работы ряда зданий в Уфе: Художественного музея им. Н.В.Нестерова, Аксаковского народного дома, Дома-музея М.Гафури, Дома-музея С.Т.Аксакова, Инородческой церкви в Бирске и др. В 1990 при Мин-ве культуры БАССР создан науч.-производств. ц. по охране и использованию пам. истории и культуры, целью к-рого является выявление, изучение и регистрация П.а. респ., подготовка базы для проведения реставрац. работ. В архитектуре Башкортостана преломились все известные архит. стили. Наиб. известными П.а.являются: Верхоторский медеплавильный завод, один из старейших з-дов на терр. респ., уникальный образец пром. архитектуры. З-д представляет собой архит.-пром. комплекс, состоящий из заводских корпусов (1759, 1867), плотины с дамбой, мельницы, школы, дет. дома (более поздние постройки), кирп. ф-ки (1895), кузницы (1867), кирпично-обжиговой печи (1896) и госпиталя. На заводской терр. при содействии помещицы А.И.Дурасовой в 1788 была построена кам. церковь Казанской Божией Матери, завершившая архит. ансамбль з-да. В основе ее объемно-планировочного решения лежит классич. схема крестово-купольного культового сооружения. Церковь Дмитрия Солунского (с.Надеждино Белебеевского р-на). Время ее постройки по одним источникам относится к 1776-80 гг., по другим - к 1799. Построена в родовом имении Аксаковых А.В.Мустафиным - дядей писателя С.Т.Аксакова во имя великомученицы Дарьи. В основе объемно-пространств. композиции кам. церкви лежит схема храма базиликального с примыкающей колокольней. При храме была церковно-приходская школа. В 1991 церковь отреставрирована и является действующей. В с.Надеждино открыт Музей Аксаковых. Никольская церковь (с.Николо-Березовка Краснокамского р-на), монументальное и самое высокое культовое сооружение в республике. Арх. неизвестен. Н.ц., по преданию, 4-я со времени существования села, основанного в 60-х гг. 16 в. Яковом Строгановым. Ни одна из этих церквей не сохранилась. Последний кам. храм в честь Святителя и Чудотворца Николая был построен в 1810 на берегу р.Камы в стиле раннего классицизма, сохранившего нек-рые черты барокко. Построена церковь на пожертвованные ср-ва. Храм имеет 3 придела: во имя великомученицы Екатерины (освящен в 1816), Святителя Николая (освящен вторично в 1881), Живоначальной Троицы (освящен в 1882). 60-метровая многоярусная колокольня доминирует над окружающим пространством и украшает ландшафт. В 1930 церковь была закрыта. Торговые ряды (Гостиный двор) на Верхнеторговой площади г.Уфы. П.а. регион. значения, отражающий историю градостроит., архит., экон. и культурного развития города. Построены в 1820-36 по проекту проф. архитектуры А.И.Мельникова в стиле классицизма, в 1860-64 были расширены. В 1940-43 гл. арх. Уфы Д.И.Сметанников перепроектировал их под Уфимский хлопчатобумажный комбинат, в результате чего арочные пролеты открытой галереи из 28 пилонов слабо выраженного дорич. ордера были наглухо заделаны. Верхнеторговая пл., композиц. ц. к-рой являлись Т.р., представляла собой градообразующую ось, вокруг к-рой складывался весь планировочный ц. города. Килимовский дворец (с.Килимово Буздякского р-на) представляет собой архит. ансамбль. Арх. неизвестен. Усадьба состоит из дворца, выполненного в духе классицизма с использованием мотивов вост. стилистики (1852), мечети (1856), парков (Нижнего и Верхнего), расположенных на берегу реки. Усадьба принадлежала потомкам А.И.Тевкелева. В наст. время в здании дворца размещается ср. школа. Дом губернатора (Уфа, ул. Тукаева, 23). Построен в нач. 50-х гг. 19 в. по проекту акад. Академии художеств А.Д.Захарова. Губернский арх. А.А.Гопиус сумел привязать проект к довольно сложному рельефу местности. Д.г. явился последним зданием, завершившим формирование Соборной пл., к-рая представляла образец развитого городского ансамбля позднего классицизма. По плану В.И.Тесте на пл. разместился весь адм. и уч. ц. города, состоящий из здания Присутственных мест (1839, ныне ул. Фрунзе, 45), Муж. гимназии (1830-е, ныне ул. Фрунзе, 47), Духовной семинарии (1827, ныне ул. К.Маркса, 3) и Д.г. Доминантой ансамбля стал Воскресенский кафедральный Собор (cм. Церкви в г.Уфе). В 80-е гг. 19 в. были пристроены кам. канцелярия и 2-этажная галерея. Особенностью внутр. пространств. решения гл. здания является ритмически построенная анфилада помещений с гл. залом в ц., что типично для позднего классицизма. Здание Депутатского дворянского собрания (Уфа, ул. Ленина, 14, ныне Уфимский гос. институт искусств) построено в 1856, автор проекта А.А.Гопиус. Это первое здание, в к-ром наблюдается переход от уфим. ампира к стилизации, к свободному использованию традиц. классич. форм. Аттик фасада здания украшал лепной герб Уфы, увенчанный короной. Богатством декор. убранства отличался интерьер здания: парадная 3-маршевая лестница из литого чугуна, изготовленная на одном из уральских з-дов, плоские крестовые своды потолка вестибюля, изразцовые печи, выложенные лазурной плиткой, лепнина, паркет. Здание клуба Уфимского общества взаимного вспоможения частному служебному труду (Уфа, ул. Социалистическая, 38, бывшая Бекетовская, ныне Дом учителя), представляет образец типичного дерев. зодчества 2-й пол. 19 в. Построено в 1872-74 купцом первой гильдии Т.М.Паршиным. Арх. неизвестен. 2-этажное дерев. здание на кирп. оштукатуренном цоколе является ярким образцом купеч. эклектики, отразившей сильно переработанные элементы готики, напоминающие фахверковые жилые дома зап. архитектуры, а также традиции вост., древнерус. зодчества и классицизма. В орнаменте фасада использована ажурная и накладная пропильная и глухая резьба. В интерьере наиб. интерес представляет высокий зал с галереей и богатой лепниной. Усадьба купца П.А.Алексеева (Уфа, ул. Аксакова, 56). Дома, построенные династией купца Алексеева в 1878-90, представляли собой единый архит. комплекс, куда входили медоваренный, или медогонный з-д, складские и жилые помещения, магазин по продаже пчелиного меда, воска и вощины. Арх. неизвестен. Высоким уровнем благоустройства отличалась планировка участка с кирп. арочными воротами, открытой верандой по типу ротонды и колодцем. Весь архит. ансамбль выдержан в т. наз. "кирпичном стиле". Дома А.Ногарева (Уфа). Арх. неизвестен. Д.Н., уфим. миллионера, владельца чугунолитейных з-дов на Южн. Урале, представлял собой архит.-худ. комплекс, включающий гостиницу и ресторан. Гостиница "Метрополь" по ул. Центральной (ныне ул. Ленина, 10) открылась в 1899, а ресторан и школа по подготовке поваров по ул. Пушкинской (ныне ул. Пушкина, 104) - в 1909. Арочные ворота со стороны ул.Губернаторской (ныне ул.Советская) и ограда как бы замыкали всю архит.-худ. композицию. Здание отразило эстетич. воззрения зодчих кон. 19 - нач. 20 в., когда архитектура Уфы развивалась в духе стилизаторства, отражающего народнич. устремления т. наз. "русского стиля". Дом Е.А.Поносовой-Молло (Уфа, ул. К.Маркса, 6, бывш. ул. Александровская, ныне зд. През. Уфим. научного центра РАН). Построен в кон. 19 в. по заказу купца С.С.Манаева, по проекту неизв. арх. С.-Петербургского об-ва архитекторов. С 1908 особняк принадлежал Е.А.Поносовой-Молло. Это первое здание в стиле "модерн" в архитектуре Уфы. Демонстрирует принцип формирования архит. формы изнутри наружу. Два боковых полукруглых крыла ограды на высоком цоколе, примыкающих к высокому и глубокому портику осн. здания, сад, фонтан, подсобные помещения и сам особняк - замечательный образец усадебной культуры нач. 20 в., сочетающий мотивы барокко и ренессанса. В нач. 1980 проведена реставрация по проекту арх. Р.Салимова. Особняк купца М.А.Лаптева (Уфа, ул. Гоголя, 27, ныне Художественный музей им.М.В.Нестерова). Построен в 1913 по заказу уфим. купца, крупного лесопромышленника М.А.Лаптева, по проекту самарского арх. А.Щербачева. Мастер создал здание, к-рое можно отнести к модернизир. ренессансу. В проработке фасадов зодчий предпочел сдержанность, простоту и изящество архит. отделки, геометризир. формы в декоре, что свойственно более позднему модерну. План здания сформирован свободно, исходя из целесообразности помещений. Черный двор с 1-этажными службами и баней, чистый двор, сад с бассейном и сам особняк представляли собой образец усадебной архитектуры 20 в. В 1988 проведена реставрация основного здания. Крестьянский поземельный банк (Уфа, ул. Советская, 14, ныне Национальный музей РБ). Арх. неизвестен. Представляет собой яркий образец стилизированного модерна, связавшего элементы древнерус. и романского стилей. Использованы металл, бетон, стекло, керамическая облицовка. Здание строилось в два этапа. Часть К.п.б. построена в 1906. Вторая пол. здания, выполненная в идентич. стилистич. ключе, была построена в гг. Вел. Отеч. войны. Хакимовская мечеть (Уфа, ул. Бекетовская, ныне Социалистическая, 11). Единственная в респ. двухминаретная мечеть, построена в 1907-08 купцом А.Хакимовым (см. Мечети в г.Уфе). Парные минареты мечети на высоком 3-ярусном основании состояли из 2 поставленных друг на друга цилиндров разного диаметра, декорированных в верхней ч. рельефным кирп. орнаментом и завершенных пологой кровлей. Вследствие искажения пропорций и изменения внешнего облика здания после уничтожения минаретов в 1939 архитектура утратила свою выразительность. Нарушены и каноны внутр. планировки мечети, в результате чего молитвенные залы, михраб и вестибюль "потерялись" в многочисл. перегородках. Дом П.И.Костерина и С.А.Черникова (Уфа, ул. Пушкинская, ныне ул. Пушкина, 86, зд. Института животноводства и кормопроизводства). Построен в 1907 по проекту самарского арх. А.Щербачева, является образцом раннего "изобразительного модерна". Дом сдавался заезжим купцам. В 1985 проведена реставрация. Покровская церковь (с.Ира Куюргазинского р-на) построена в 1914-15 по проекту моск. арх. М.Е.Приемышева. П.ц. является образцом нац. ретроспективизма неорус. стиля. Это последнее дорев. культовое сооружение на терр. Башкортостана. Силуэт и пропорции церкви, общая мажорность ее образного решения далеки от канонов храмового зодчества и отражают сочетание и взаимодействие архаичных форм рус. зодчества с техн. достижениями 20 в. Здание с 30-метровой колокольней является объемно-силуэтной доминантой села.

Лит.: Калимуллин Б.Г. Архитектурные памятники Башкирии. Уфа, 1958; его же. Башкирское народное зодчество. Уфа, 1978; Ширгазин А.Р. Православные храмы Башкирии: история и архитектура: Каталог-справочник. Уфа, 1995.

Н.И.Курбатова.
Другие термины, персоны и определения на "П": 
ПАВЛОВСКОЕ ВОДОХРАНИЛИЩЕ. Створ плотины расположен на р. Уфа, в 170 км от устья. Построено в 1959. Полный объем 1411 млн. м3, полезный - 952 млн. м3. Пл. водосбора Уфы в створе гидроузла 47,1 тыс. км2 (89% пл....
ПАЛЕОГРАФИЯ, ист.-филол. наука, изучающая историю письма и старописьм. пам. с целью определения места и времени их создания, авторства и графич. особенностей текстов. П. как отд. дисциплина появилась в Европе в 17 в....
ПАЛЕОЛИТИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ, рисунки на стенах пещер, относящиеся к эпохе палеолита (см. Каменный век). На Южн. Урале П.ж. выявлена на стенах пещер Шульган-Таш (Каповой) и Игнатьевской (Ямазы-Таш) близ ст....
ПАЛЛАС Петр Симон (22.9.1741, Берлин - 8.9.1811, там же), естествоиспытатель, географ и путешественник, чл. C.-Петербургской АН (1767). Учился в Германии, Голландии, Англии. В 1767 по приглашению пр-ва прибыл в Россию....
ПАЛЬ Роберт Васильевич (р.15.4.1938, Альшеевский зернос-з Аургазинского р-на БАССР, ныне Первомайский с-з Стерлитамакского р-на РБ), писатель. По оконч. Башкирского государственного университета (1961) работал учителем в Кармаскалинском р-не, в 1962-81 ред....
ПАМФЛЕТ, публицистич. произв. сатирического (часто полемич.) характера, касающееся совр. проблем. Строится на обличении отд. лиц, обществ. строя, политич. партий и т.д. П. свойственна документальность в изложении событий, ирония, преувеличение, противопоставление фактов....
ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ, природные объекты, к-рые по науч., культ.-просветит. и ист.-мемориальному значению заслуживают охраны и ухода (водопады, пещеры, старовозрастные деревья, озера, места произрастания редких р-ний)....
ПАНОВ Александр Константинович (р.1.5. 1940, хут. Григорьевка Октябрьского р-на Оренб. обл.), инженер-механик. Д-р техн. наук (1988), проф. (1990). Чл.-корр. АН РБ (1991). Засл. деят. науки БАССР (1990)....
ПАНТЕЛЕЕВ Александр Васильевич (7.4. 1932, Великие Луки - 31.7.1990, Вологда), живописец, график, монументалист, художник театра. Засл. худ. РСФСР (1974) и БАССР (1966). Чл. Союза художников (СХ) СССР с 1956....
ПАНТУХ Борис Израйлевич (р.10.10.1941, г.Рыбинск Ярославской обл.), химик-технолог. Д-р техн. наук (1987). Засл. химик БАССР (1985). Изобретатель СССР (1985). Окончил Ярославский технологич. ин-т (1964), с 1967 нач....
ПАРКИ И САДЫ. Парки (П.) - зем. участки с естеств. растительностью или искусств. насаждениями, аллеями, водоемами, спец. оборудованием, предназначенные для прогулок, отдыха, игр и т.д. В системе озеленения городов дополнением в сети П....
ПАПОРОТНИКООБРАЗНЫЕ, группа сосудистых р-ний, размножающихся спорами. В РБ произрастает 44 вида П., в т.ч. плаунов 6, хвощей 8, папоротников 30. Среди П. есть равноспоровые и разноспоровые. В респ. из разноспоровых встречается только вод....
ПАРАШЮТНЫЙ СПОРТ. Подготовка парашютистов в БАССР началась в 1934 в Уфим. аэроклубе. Спорт. соревнования проводятся с нач. 50-х гг. В 1950-86 парашютисты респ. установили 31 рекорд мира, преим. в групповых прыжках на точность приземления....
ПАРСА, миниатюрное произв. в стихах или прозе лирич. или филос. содержания. Получила распространение в вост. лит-ре. Поэтич. П. состоит из одной или нескольких строф, близка жанру китга. В нач. 20 в. в баш....
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ человека, науч. дисциплина, изучающая структурные изменения органов и тканей организма, вызванные развитием патологич. процесса. Планомерные науч. иссл. по проблемам П.а. чел. в респ....
ПАТОЛОГИЧЕСКАЯ ФИЗИОЛОГИЯ человека, мед. наука, изучающая закономерности возникновения, течения и исходов болезненных процессов и компенсаторно-приспособительных реакций в больном организме. Систематич....
ПЕДАГОГИКА, наука о воспитании и обучении человека. Представления баш. народа о воспитании и обучении отражены в фольклоре: эпосе (см. "Урал-батыр", "Акбузат" и др.), в пословицах, поговорках, героич. песнях и сказках (см....
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ, система подготовки пед. кадров. Уч. заведениями края до нач. 20 в. были мектебы и медресе, занятия в к-рых проводили учителя-муллы и их помощники (хальфе). Ин-т хальфов снимал проблему пед....
ПЕДИАТРИЯ, обл. медицины, изучающая анатомию и физиологию детей, причины и механизмы развития дет. болезней, их диагностику, лечение и профилактику. Первые науч. иссл. в области П. относятся ко 2-й пол....
ПЕКАРСКИЙ Петр Петрович (19.5.1827, поместье Отрада (Базилевка) ок. Уфы - 12.7.1872, Павловск), историк, библиограф. Акад. С.-Петербургской АН (1862). Окончил Уфим. муж. гимназию, юрид. ф-т Казанского ун-та (1847)....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com