Энциклопедия Башкирии → ЯЗЫЧЕСТВО

ЯЗЫЧЕСТВО — ЯЗЫЧЕСТВО, термин, введенный богословами для обозначения ранних форм религ. верований - анимизма, фетишизма, тотемизма, магии и др. В совр. науке чаще употребляется термин "политеизм" ("многобожие"). Возникнув в первобытном об-ве, Я. в процессе развития человечества подвергалось воздействию со стороны теистич. религий (иудаизма, христианства, ислама) и само активно влияло на их развитие. Языческие представления древних башкир были наиб. полно описаны Ибн Фадланом в 922 (см. Верования доисламские). Подавляющая ч. мигрантов из Поволжья в Башкортостан была язычниками. Это мари, мордва, удмурты, чуваши. Мир, по представлениям язычников, разделен на 3 осн. зоны: верхняя (небо с Полярной звездой в ц.), средняя (земля, окруженная водами океана), нижняя (загробный мир холода и мрака). Мировой осью служит дерево или гора. Верховный бог и высшие божества - обитатели верхней зоны, второстепенные и бол-во духов - средней, силы зла - нижней. Напр., в марийском Я. к высшим богам причислялись: Туня-юмо, управляющий ветрами и облаками, Ош-кече-кугу-юмо - солнца и света, Кава-юмо - неба, Меркугу-юмо - покровитель людей и Кудырчы-юмо - урожая, дом. ж-ных, он же гл. борец со злыми духами. Меньшим почитанием пользовались божества: Ужара (заря), Тылызе (луна), Шудыр-шамьи (звезды) и др. Злых духов загробного мира (бога смерти Азырен и др.) возглавлял его владыка Киямат. Ряд духов был в подчинении у бога Кугурака (Кугуен) - покровителя мари. Отд. явления природы олицетворяли духов-матерей (ава): воды - Вют-ава, солнца - Кече-ава (одновр. покровительница семьи), ветра - Мардеж-ава. Почитались священные деревья (липа, береза, дуб), личное дерево (люмдымопу), тотем деревни - шукум и гр. деревень - мир кюсе. Гл. религ. праздником считался Кучокюсе, проводимый в течение 2 недель перед сенокосом как великое жертвоприношение осн. богам. Марийское языческое жречество (онайены) не имело иерархии, передавало свои знания от отца к сыну. Много общего у марийского Я. с мордовским. Кол-во богов (пазов) у этногр. группы эрзя доходило до 77. Верх. богом считался Вере паз, нижним - Нишке паз. Оба они олицетворяли мужское начало. Наиб. почитаемы были богини-духи: леса - Вирь-ава, воды - Ведь-ава, поля - Норов-ава. Почитались разл. духи-хранители, священные рощи, где совершались религ. обряды с жертвоприношениями и молениями. Были жрецы и варцы, ответственные за приготовление жертвенной пищи. В мордовском Я. преобладал жен. пантеон божеств, в к-ром можно усмотреть отголоски древних матриарх. верований. В старину у мордвы бытовал обычай женить малолетних сыновей на взрослых девушках. Этот обычай был зафиксирован и у др. языческих народов: мари, хантов, алтайцев, чувашей, удмуртов. Следы древних тотемистич. верований прослеживаются, напр., в головном уборе ("сорка") замужней женщины - мордовки, к-рый имел твердый выступ, напоминающий рог. О распространении культа птиц говорят жен. украшения (подвески, имитирующие уточку и утиные лапки), орнаменты на вышивках и т.д. Для удмуртского языческого пантеона характерно более 40 всевозможных богов, божеств, духов и разл. мифологич. существ. На вершине пантеона - могуществ. бог Инмар (Иммар) - бог верх., светлый, белый, дорогой, великий. Наряду с Инмаром, особо почитался др. добрый бог - Мукылчин (Кылчин, Инмаркылчин) - бог Земли, создатель и творец всего. Их мифологич. оппозицией, средоточием темных, разрушит. сил является Луд (Керемет). Низшие божества и духи: Коркакузе - домовой, Минчокузе - банный, Бакчакузе - огородный, а также духи болезней: син усен (сглаз), мыж (порча), чер (болезнь), щуккем (паралич) и такие демонич. существа, как Акшан, Албасты, Ведон и др. Особое место отведено служителям культа высшего (гл. жрецы) и низшего рангов. Среди служителей культа особое место принадлежит торо (наиб. уважаемое и почетное лицо), к-рый своим присутствием как бы освящает обрядовые действия, хотя непосредств. участия в руководстве обрядом не принимает. Служители культа и все участники моления облачаются в белую одежду. Среди святилищ особо значимым является куала - ритуальная постройка из бревен с крышей и земляным полом, с очагом в сер. и полкой (мудор жажы) в углу, где хранятся предметы-святыни, принадлежащие духу - покровителю данного рода - Воршуду. Предст. каждого воршудного объединения имеют свою куалу. При совершении обрядов, предназначенных тому или иному божеству, должны присутствовать спец. дерево и жертва (напр., Инмар-Куазю - ель и домашнее ж-ное белой масти). В чувашском Я. верх. бога Султи Тура с его семейством окружали подчиненные ему добрые божества, такие как Кепе, ведавший судьбами людей, Пулехсе, непосредственно назначавший людям судьбу, Пихампар, дающий людям их душевные качества, он же покровитель домашнего скота, Пирешти, охраняющий людей от несчастий. В пантеоне злых богов и духов после дьявола Шуйттана видное место занимал грозный полевой бог Киреметь. Число Киреметей у чувашей достигало 11-12. В их честь устраивали коллект. моления с жертвоприношениями. Место поклонения Киреметю огораживалось забором и считалось особо почитаемым. Злым духом у чувашей считался Йерех, живущий рядом с человеком. Он представлял собой жен. или муж. оловянную фигурку или куколку. Хранились они почти в каждом доме в спец. кузовках или лукошках. Сроки проведения религ. обрядов определяли знахари (юмас, мачавар).

Язычники-переселенцы на протяжении неск. столетий подвергались давлению со стор. христианства и ислама. К 1917 были крещены: мордва - вся, чуваши - 92%, удмурты - 8,9%, вост. марийцы - 4,7%. Следы исламского влияния отразились в ряде обрядов марийских язычников (вера в "пьямбора" - пророка; начальное слово, произносимое жрецами при обрядах: "Бисмилла, кугу-юмо"; поминки по умершим на 40-й день после погребения и т.д.). Языческие обряды и обычаи наименее затронуты христианизацией у мари. В 20-60-е гг. 20 в. они активно отмечали осн. языческие праздники "Кую-кюсе", "Шошоала - пайрэм" (завершение вспашки весной) и др. Центром марийского Я. в респ. являлись Мишкинский р-н (дд.Чураево, Большесухоязово, где находится общемарийская священная роща "Султан Керемет", Тынбаево, Букленды, Баймурзино, Кайраково, Кемеево, Староарзаматово), а также дд. в Калтасинском, Балтачевском р-нах. По данным 1972 в респ. насчитывалось 8 священных рощ и 25 нелегальных религ. гр., к-рым было отказано в регистрации. В нач. 90-х гг. инициативная гр. марийских язычников получила возможность легально совершать свои обряды. Тенденция к возрождению древних религ. верований наблюдается также у удмуртов, в нек-рой степени у мордвы и чувашей.

Лит.: Л у п п о в П.Н. Священник Николай Блинов. Языческий культ вотяков. Вятка, 1899; Д е н и с о в П.В. Религиозные верования чувашей. Чебоксары, 1959; М о к ш и н Н.Ф. Религиозные верования мордвы. Саранск, 1968; Я р ы г и н А.Ф. Современные проявления дохристианских верований марийцев. Йошкар-Ола, 1976; В л а д ы к и н В.Е. Религиозно-мифологическая картина мира удмуртов. Ижевск, 1994; Е р у с л а н о в П. Очерк быта и преданий восточных черемис. Оренбург, 1994.

Ю.Н.Сергеев, Е.Г.Шигаева,

Т.Г.Миннияхметова, И.Г.Петров.
Другие термины, персоны и определения на "Я": 
ЯГАФАРОВ Алик Каюмович (р.21.2.1941, с.Юлдыбаево Зилаирского р-на БАССР), горный инж.-геолог. Акад. РАЕН (1996), д-р геолого-минералогич. наук (1994). Окончил Томский политехн. ин-т им. С.М.Кирова (1964)....
"ЯДКАР" ("Йэдкэр"), книга, энциклопед. характера баш. ученого и поэта М.Уметбаева на яз. тюрки. Издана в Казани в 1897. Осн. разделы: история, этнография, лингвистика, лит-ра, фольклор, переводы поэтич....
ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ, р-ния, содержащие токсичные в-ва, вызывающие отравление, а иногда гибель чел. и ж-ных. Высушенные или засилосованные Я.р. теряют свои св-ва (напр. лютиковые). Риск отравления с.х. ж-ных повышается весной, когда после длительного отсутствия зеленого корма ж-ные поедают на пастбище все подряд....
ЯЗЫКОВАЯ СИТУАЦИЯ, совокупность форм существования яз., сферы и среды его употребления в разл. соц.-экон. и соц.-полит. условиях и в определенных соц.-адм. образованиях. Я.с. тесно связана с функционированием яз....
ЯКОВЛЕВ Анатолий Георгиевич (р.2.10. 1958, д.Листовка Чишминского р-на БАССР), спортсмен. Мастер спорта междунар. кл. по самбо (1985), мастер спорта по дзю до (1978). В самбо: обладатель Кубка мира в команде (1985), чемп....
ЯКТЫКУЛЬ, Банное, (Яктыкyл, Мауыззы), самое глубоководное оз. в Башкортостане, расположено в 28 км к С.-В. от с.Аскарово Абзелиловского р-на. Озерная чаша тектонич. происхождения, асимметрична. Склоны вокруг оз....
ЯКУБОВ Мансур Калтаевич (1939, Астрахань-сент. 1973, Уфа), керамист, скульптор, мастер декоративного иск-ва. Окончил отд. керамики Абрамцевcкого худ.-пром. уч-ща им. В.М.Васнецова (Моск. обл., 1962). Я....
ЯКУТОВ Иван Степанович (20.6.1868, д.Королево Бирского у. Уфим. губ., ныне Аскинского р-на РБ, - 7.11.1907, Уфа), революционер. Окончил в Уфе гор. приходское уч-ще (1881). Работал слесарем в ж.-д. мастерских....
ЯКШИБАЕВ Роберт Асгатович (р.17.5. 1952, д.Утягулово Зианчуринского р-на БАССР), физик. Д-р физ.-мат. наук (1992), проф. (1993). Окончил Уральский гос. ун-т (1974), с 1977 работал в н.-и. секторе этого ун-та....
ЯКШИГУЛОВ Сафуан Суфиянович (апр. 1871, с.Ильсигулово Белебеевского у. Уфим. губ., ныне Миякинского р-на РБ,-июль 1931, д.Новояппарово Давлекановского р-на), баш. поэт. Окончил медресе в Давлеканово (1895)....
ЯКШИМБЕТОВ Малик Насихович (18.4. 1944, г.Кемерово - 18.2.1993, Уфа, похоронен в с.Аскарово Абзелиловского р-на РБ), кинорежиссер. В 1969 окончил ВГИК (мастерская Г.И.Чухрая), стажировку проходил на Баш....
ЯЛСЫГУЛ АЛЬ-БАШКОРДИ Таджетдин [(псевд., наст. ф.и.о. Ялсыгулов Таджетдин Ялсыгул-улы), 1768 - 26.6.1838, д.Имянлебаш, ныне Заинского р-на Респ. Татарстан], баш. поэт, ученый. Происходит из баш. племени айле....
ЯМАЛЕЕВ Памир Камалетдинович (р.26.5.1942, д.Ташаулово Салаватского р-на БАССР), тренер. Засл. тренер России (1994), мастер спорта (1969) по биатлону. Окончил Ленингр. ин-т физ. культуры им.П.Ф.Лесгафта (1976)....
ЯМАНТАУ (Ямантау), самый высокий горн. массив Башкирского (Южного) Урала в пределах Белорецкого р-на, в междуречье Б. и М. Инзера. Вытянут на С.-З., З., шир. 3 км, дл. 5 км. Над долинами Б. и М. Инзера приподнят на 800-900 м....
ЯНАБИ ТУХВАТ [(псевд., наст. ф.и.о. Калимуллин Тухватулла Калимуллович), 14.2.1894, д.Янаби-Урсаево Белебеевского у. Уфим. губ., ныне Миякинского р-на РБ, - 10.7.1938, Уфа], баш. поэт и прозаик, обществ....
ЯНАУЛ (Янауыл), город, расположен в сев.-зап. ч. РБ. С 1938 раб. пос., с 1991 - город. Числ. нас. 26,8 тыс. чел. в 1995. Преобладают башкиры, татары, русские. Я. - ц. по переработке с.-х. сырья. Работают мясокомб-т, маслосыродельный, комбикормовый з-ды, совхоз-завод, выпускающий плодоовощные консервы, элеватор и мельница....
ЯНАУЛЬСКИЙ РАЙОН (Янауыл районы) раcположен на С.-З. РБ и граничит на З. с Удмуртской Республикой, на С. Пермской областью. Образован в 1930. Ц. - г. Янаул. Пл. 2176 км2. Числ. нас. 23,4 тыс. чел. в 1995 (42,0 тыс....
ЯНБЕКОВ Рамазан Фатхуллович (р.15.3. 1934, д.Баишево Баймакского р-на БАССР), баш. эстрадный певец. Нар. БАССР (1982), засл. арт. БАССР (1971). Со школьных лет выступал в концертах худ. самодеят-сти. Окончил биол....
ЯНБУЛАТОВА Рагида Саитгалеевна (р.28.12.1915, д.Бакаево Уфим. у. Уфим. губ., ныне Кушнаренковского р-на РБ), баш. актриса, поэт, драматург. Нар. арт. БАССР (1954), засл. арт. РСФСР (1955) и БАССР (1949)....
ЯНГАНТАУ (Янгантау), гора расположена в Салаватском р-не РБ. Вытянута с В. на З. на 2,5 км вдоль прав. берега р.Юрюзань. В переводе с баш. яз. означает "Горящая гора". Абс. выс. 143 м., отн. - 160 м над уровнем реки....

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com