Энциклопедия Башкирии → ОБЫЧНОЕ ПРАВО

ОБЫЧНОЕ ПРАВО — ОБЫЧНОЕ ПРАВО (йола хоkугы), совокупность обычаев, получивших статус правовых норм, выполнение к-рых обеспечивается принудительными мерами со стороны об-ва и гос-ва. В ранних гос. образованиях нормы О.п. регулировали обществ. отношения. С развитием гос-ва О.п. продолжает функционировать параллельно с юрид. нормами. Баш. об-во в 13-14 вв. представляло военно-полит. образование раннеклассовой формации. Важнейшие вопросы внутр. жизни об-ва (пользование землей, разделы семейного имущества и наследование, поведение людей), взаимоотношения с соседними племенами и народами и др. решались в соотв. с традициями, обретшими силу норм О.п. Гарантами О.п., кроме обществ. мнения, выступали власть военачальников, наследств. вождей племен (биев), решения нар. собраний (йыйынов). С принятием ислама, наряду с О.п., башкиры руководствуются установлениями мусульм. права - шариата. Одним из условий принятия башкирами рос. подданства (см. Присоединение Башкирии к Русскому государству) было признание их права жить по своим обычаям и религии. Однако уже с 17 в. царские власти стали отходить от условий договора. Запрещены были общебаш. йыйыны, введена выборность старшин, предпринимались попытки насильств. крещения. Все это вызвало упорное сопротивление (см. Башкирские восстания 17-18 вв.). В 18-19 вв. в постановлениях и юрид. актах царского пр-ва, касающихся башкир и Баш. войска, содержатся указания, что сел. и волостные сходы, кантонные начальники нек-рые вопросы могут решать по нар. обычаям. Положение о башкирах от 14 мая 1863, действовавшее до 1917, законодательно закрепило функционирование О.п. башкир, тем самым обусловив его параллельное действие, наряду с нормами шариата и рос. законами. В сферу действия О.п. входили в осн. вопросы имуществ., а также и внутр. жизни аула (общины башкирской) или волости: разрешение земельных споров между отд. дворами, аулами и волостями; периодич. переделы пахотных земель и покосов, пользование пастбищами, лесными угодьями и водоемами; семейные разделы и наследование, условия выплаты калыма; порядок проведения обществ. празднеств и т.д. Согласно "Правилам... для руководства приходским муллам...", спущенным Духовным собранием мусульман и Мин-вом внутр. дел России (1893), при разделе семейного имущества (выделение сыновей, разводы) и наследства заинтересованные лица могли с общего согласия поступать по нормам О.п.; если возникали споры, должны были обращаться к мулле, к-рый, при наличии свидетелей, совершал разделы по шариату; в случаях несогласия наследники обращались в гражд. суд, к местным властям или апеллировали к сел. сходу, при этом гражд. суд должен был руководствоваться не общими гражд. законами, а установлениями шариата. В 16-19 вв. под действие О.п. подпадало подворное распределение ясака и расходов на снабжение воинов, нередко и разбор уголовных преступлений. В сов. время, с кодификацией сов. права и обновлением зак-тва (1922-24), функционирование О.п. было ограничено. Шариат и такие обычаи, как калым, были запрещены. Однако семейные разделы и нек-рые имуществ. вопросы, не охваченные зак-твом, продолжали регулироваться нормами О.п.

Лит.: Тукман А.И. Положение о башкирах. Уфа, 1912; Валеев Д.Ж. Обычное право и начальные этапы его генезиса// Правоведение, 1974, № 6; Бикбулатов Н.В. Шариат и обычаи в разделе семейного имущества и наследования //Иссл. по ист. этнографии Башкирии. Уфа,1984.

Н.В.Бикбулатов.

Когда Вы планируете делать ремонт?

Информация

На нашем сайте Вы можете найти всю необходимую информацию о городе Уфе.

Возрастной рейтинг 16+

Реклама: manager@ufa-gid.com

Редакция: admin@ufa-gid.com